Недавно моя знакомая — Асель Даниярова, с которой мы вместе работали в читальном зале архива вас ни, прислала мне фото 1949 года, где изображен мой отец прокурор Карпек Курманов с первым кыргызским гидрогеологом, выпускником САГУ, проектировавшим БЧК и автором книги о землетрясениях Насыром Данияровым, племянником известного просветителя Базаркула Даниярова. Сразу возникает вопрос? Что может быть между ними общего? Как случилось это странное соединение, переплетение человеческих судеб? О чем может свидетельствовать эта маленькая фотография? Ведь никто наверное из нас не задумывался над тем, что лучше всего история познается через художественные произведения, полотна, фотографии, театр и кино. Поэтому очень важно снабжать исторические книги художественными иллюстрациями, которые будят воображение об описываемых событиях.
Мой отец почти всех знал во Фрунзе. Город был маленький. Цирк и здание МВД уже были городской окраиной. Там жил отец с матерью и младшим братом художником Осмоном. Остальные братья жили самостоятельно со своими семьями. У нас была дружная семья. Братья каждую неделю встречались в гостях друг у друга. Ходили всей семьей с женами, детьми. Хотя тесновато было, где 1, а где 2 комнаты, стол ломился от кыргызских деликатесов и явст.
Но крепко дружил отец с тремя своими друзьями, начинающими учеными — юристом Рафиком Тургунбековым и историками Бейманалы Чокушевым и Мукашем Айтбаевым. Все они потом стали докторами наук и известными учеными. С историками отец познакомился, когда учился в институте и аспирантуре в Ленинграде и Москве. В Питере он подружился с двумя яркими молодыми художниками Алтымышем Усубалиевым и Джакулем Кожахметовым, студентами Академии художеств. Оба стали классиками кыргызского изобразительного искусства. Но рано ушли из жизни, сначала дядя Алтымыш, а потом дядя Джакуль. Такова видимо участь всех гениев и талантов, уходить рано, чтобы потомки могли до конца усвоить и понять их гениальные творения. Помню, отец очень горько переживал уход своих друзей. По возвращении домой из Питера они продолжили свою дружбу. Дружил отец и с Санжарбеком Данияровым, племянником Базаркула Даниярова, о чем сохранилась его памятная фотография в фотоальбоме семьи Данияровых с папиным автографом: «На память уважаемому другу Санжарбеку Даниярову от Карпека Курманова. г. Фрунзе. 6 мая 1946 год». Санжарбек стал впоследствии крупным ученым-врачом, академиком АН Киргизской ССР, ректором медицинского института. Вот такой талантливый дружеский подряд первых представителей кыргызской интеллигенции.
С писательской интеллигенцией отец очень много общался, когда был жив его дядя Кемель, младший сын саякского родового вождя Курмана Лепесова, который работал после войны, где он служил в штрафном батальоне, журналистом в республиканских газетах и журналах. Что такое штрафбат, читатель, наверное, знает. Они были укомплектованы из политических заключенных и зэков, чтобы они кровью смыли свою вину перед Родиной. Они первыми поднимались в атаку, подгоняемые сзади нквдэшниками. И редко выживали. Очень суровый и строгий был Кемель байкешка. По лицу видно, хотя был неотразимый красавец. Дружил он с Тугельбаем Сыдыкбековым, тогда еще молодым писателем, своим двоюродным братом. Дядя Тугельбай стал потом классиком кыргызской литературы, лауреатом Сталинской премии, академиком АН Киргизской ССР, Героем Кыргызстана. Это и объясняет общее фото, где мы видим сидящих рядом Насыра Даниярова и Кемеля Курманова. С Базаркулом Данияровым дружил еще репресированный старший брат Кемеля — Султан Курманов. Султан байке закончил Пишпекскую гимназию, занимался литературной и переводческой деятельностью, работал в Наркомпросе и был, оказывается, заведующим (директором) Ошского педтехникума. Его друг Базаркул был в это время директором Киринпроса, а Султан позже работал его заместителем. Институт стал впоследствии киргизским пединститутом, первым университетом страны. Сохранилась их совместная публикация с Базаркулом Данияровым — перевод учебника «География и краеведение» на кыргызском языке. Эту информацию нашла в архиве Асель Даниярова, дочь Санжарбека Бакировича Даниярова, которая ведет активную исследовательскую краеведческую работу. Дядя Султан (литературный псевдоним «Учкун») был репрессирован и погиб в советском концлагере то ли в Чите, то ли в Верхоянске — самом холодном месте планеты, как один из руководителей и создателей Социал-Туранской партии, соавтор программы и манифеста партии под партийным псевдонимом «Борон». Историю этой партии первым написал академик В.М.Плоских в своей книге «Манас не признал себя виновным», изданной в 90-х годах. «Манас» — это партийный псевдоним лидера партии Абдыкерима Сыдыкова, стоявшего у истоков создания современной кыргызской государственности. Наш дед Курман и его старший сын — болуш Загорной волости Искак были соратниками Абдыкерима по партии «Алаш», близки с его семьей — отцом — известным филантропом Сыдыком Узбековым, аристократической фамилией Джангарачевых, ездили делегатами в Оренбург в апреле 1917 год на второй съезд партии, который принял программу партии «Алаш», а на третьем съезде в декабре выбрал экс-депутата Госдумы 1-го созыва Ахмета Байтурсунова президентом самопровозглашенной «Автономии Алаш», просуществовавшей до 1920 года. Советская идеологизированная историография долго скрыла от народа этот выдающийся исторический факт.
Базаркул Данияров тоже был в 1937 году арестован по обвинению в связях с алашевцами и Социал-Туранской партией и в 1942 году погиб в лагере. Интересен еще один факт, Рафик Тургунбеков тоже был близким родственником А.Сыдыкова. Правильно в народе говорят: «Яблоки от яблони недалеко падают».
Вот о каких важных и уходящих исторических, небольших и судьбоносных сюжетах в истории нашей страны свидетельствует эта небольшая фотография, если вглядеться в человеческие образы и судьбы.