История мира отражается в судьбе человека. Кажется, что в нынешние хаотичные времена стало трудно оценить ценность человека, понять его, осознать его, узнать его изнутри, прочувствовать миссию человека в этом мире…
Если даже под полуденным жарким солнцем выйдем мы, как древний Диоген, со светильниками в руках или обернемся мы дервишами, ищущими истину, мы будем искать великое в малом пшеничном зернышке, свет, идущий через игольное ушко, луч света, осветляющий сердце…
Мы будем искать, но не найдем ничего… И возникнет вопрос: нашли ли мы давно утерянное нами человеческое достоинство, доброту, человечность? Это неразрешимый вечный вопрос… Зажравшееся общество, покрытое толстым слоем пыли «ложе» времени, на котором разбросана без цели и смысла повсюду зола без пепла…
Жизнь, судьба теряют свои краски в мареве этого века.
То, что мы ищем в этом мире – это человеческая Правда. Неужели все – и великие люди, питавшиеся клетками мозга, и мудрецы, любящие разум, как спелую вишню, и политики, желающие изменить мир, лишь разыгрывают человеческую драму перед этим высоким идеалом?!.
В тайне мира, которая то приходит, то уходит, назревает глобальная драма…
* * *
Когда я писал эти строки, вдруг неожиданно мне вспомнился один рассказ. Кстати, этот отрывок есть и в моей новой работе, которую сейчас пишу… В древнегреческой мифологии бог Времени Кронос набрал воздуха полные легкие, породил огонь во рту и выдохнул весь воздух в сопровождении огня в небо, и струя огня, обогнув земной шар, достигла южных ледников, где один из айсбергов растаял, и началось великое всемирное наводнение. Ученики Кроноса, следуя за своим учителем, тоже начали разбрасывать повсюду свои огненные струи. От всего этого вода поднялась по всему миру и накрыла собой сушу. Великий потоп в течение часа накрыла собой города, села, горы, долины и степи, не осталось ни кусочка суши, вся она ушла на дно океана.
И Северный, и Южный полюсы уходят под воду, весь мир заполняется горячим паром, который, поднявшись вверх, закрывает собой все небо. Ни самого солнца уже стало не видно, ни одного лучика от него не достигало земли, и начинается во всем мире Холод. В мгновенье ока вся вода превращается в огромные куски льда. Исчезает на земле след жизни, нигде ни одного признака жизни уже не стало видно.
Для чего мы привели здесь этот пример?
В те далекие прошедшие времена и землю, и небо охватило холодное чувство, и теперь, хоть прошло уже столько лет, в груди человечества до сих пор не растаял его ледяной образ… И сейчас между людьми стоит лед, это лед остывших чувств… это лед совести… Есть ли луч света, озарение, которые могли бы растопить его?..
Как правило, существует такая мысль, что у литературы никогда не хватит силы изменить мир человека. Но в основе своей она имеет особые силы на оказание духовного воздействия на человека, эта сила – через переданное литературой чувство имеет возможность изменить мир.
В этом сила Слова!
Мир меняется через человека, через его духовные и физические потребности…
* * *
И для хорошего броска аркана издалека необходимо иметь ловкость, проворство. Потому что человека, о котором дальше пойдет речь, мы должны, прежде всего, рассматривать как ученого, политика, писателя, дервиша, и не как профессионала, а как человека, чтобы суметь узнать его, понять, что он заключает в себе гораздо более высокую концепцию и культуру человека, чем все его звания.
Академик... в каком бы словаре или википедии вы ни посмотрели это слово, это высший уровень, высшее звание в мире науки. Платон, Диоген, Кришнамурти, Руми, Гегель, Аристотель, Кант, эти люди, изменившие мир своими мыслями, идеями и интеллектом, никогда не были академиками, как истинные интеллектуальные природные явления, они никогда не были привязаны ни к какой рамке, к званию или славе. С этой точки зрения мы хотели бы поговорить об образе жизни этого человека, удостоенного такого высокого ученого звания, как академик...
* * *
Академиков достаточно в сфере национальной науки. Все они уважаемые, почитаемые люди, заслужившие это звание своим трудом. Здесь нет слов. И есть своя причина, почему мы из всех этих «великих людей» обращаемся к образу академика Абдыганы Эркебаева. Уже давно мы хотели обратиться к портрету Абдыганы Эркебаева. Он прошел весь путь от простого ученого до второго человека в государстве. После 90-х годов на политической арене Кыргызстана появилось много новых фигур, новых политиков. Прежняя политическая номенклатура была отодвинута на второй план, с первыми потоками политической свободы в национальной политике появились новые имена. Одним из них был - Абдыганы Эркебаев.
Абдыганы Эркебаев пришел на национальную политическую арену из научной сферы. В этой статье нам не хотелось бы рассматривать Абдыганы Эркебаева ни как ученого, ни как политика. Нам хотелось бы рассматривать его с точки зрения его настоящей человечности, патриотизма, человеколюбия, и, наконец, в ракурсе современника. У него всегда был свой внутренний стержень.
Если внимательно просмотреть все его статьи, его высказывания о своей жизни, то перед нами открывается вся его жизнь, и погружаясь в нее, мы видим его работу и образцовость, со всеми его чувствами и мыслями, где Эркебаев встречал каждое свое утро борьбой и борьбой завершал каждый свой день. Обычный человек проживает свою жизнь для себя. А вся его жизнь — это бесконечная борьба на тесных улицах преследования, на скользких бродах и переправах, и всё это умещалось в короткой его жизни, что и на ладони не уместится…
В первые годы независимости в Кыргызстане была очень сильна свобода слова. Это особые страницы истории демократии Кыргызстана. Сегодня это уже история. Сегодня это реальный адрес. Опорой и поддержкой для кыргызской политической демократии всегда была свобода слова. Сколько бы мы ни говорили, что у нас демократичная страна, мы молчим о том, кто был в первых рядах демократии, кто был политическим производным, о политических ценностях - стержневых принципах страны, которые превратились в новую культуру. Всё это нужно для истории, всё это уже само по себе стало историей. Иногда в общественном процессе жизни страны, в решении вопросов национальной и государственной важности очень высока роль личности.
Мы не можем отрицать, что на заре независимости Кыргызстан прославился на весь мир как «островок демократии». Свобода слова стала для нашей страны самым главным богатством. И это во многом благодаря неустанному труду Абдыганы Эркебаева, другими словами — первого министра информации независимого Кыргызстана.
При принятии первых законов, открывавших дорогу свободе слова в стране, он защищал их как неотъемлемый политический фундамент государства, а при вступлении этих законов в силу, он всюду помогал им, часто рискуя личной карьерой, и здесь речь идет не только о влиянии Эркебаева на формирование демократических средств массовой информации страны, а о непосредственном его участии в этом формировании, на что он приложил огромные усилия. При Эркебаеве появились первые свободные газеты, такие, как «Асаба» («Агым»), «Кыргыз руху», «Республика», «Аалам», появление которых оказало большое воздействие на формирование национального самосознания кыргызов, на распространение принципа независимости средств массовой информации, во что Эркебаев внес свой неоценимый вклад.
Как гражданин, видевший, как Эркебаев посвятил всего себя этим великим принципам, как современник, который знал его характер и привычки, пишу сейчас я эту статью. Весь политический имидж Кыргызской Республики начался со свободы слова, с открытого общества, формировался в контексте плюрализма мнений народа. Эркебаев всегда шел вперед, не обращая внимания ни на давления справа, ни на нападения слева, шел к своей великой цели – формирование высших ценностей государства. Политическая борьба между старой тоталитарной системой и зарождающимся демократическим обществом стала борьбой старого и нового. И очень непросто прошло изменение общественной психологии, приведение закваски общественного мнения в соответствие с принципами свободы. Мучительно-трудной была борьба старого с новым…
Старое и новое… И в самый разгар этой борьбы появилось новое поколение кыргызского политического истеблишмента. Одним из них был – Абдыганы Эркебаев. Интеллектуал, литератор, критик, человек науки. В политике гуманитарии всегда выделяются. У древнего Платона есть хорошее высказывание: «Миром должны управлять философы». Бесспорно, что в смысловой глубине этих слов заложена очень крепкая идея. И речь здесь идет не о философах, а о разуме. Миром должен править разум… В последнее время появилась парадигма: что мир «Изменит интеллект», конечно, речь идет не об «искусственном интеллекте».
Стержнем государственной свободы Кыргызской Республики всегда была свобода слова. Это – стержень нашей национальной демократии, наше богатство. И введение этой новой политической культуры в жизнь нашей страны, исправление ею нашей культуры и нашего общества, придача нового импульса общему развитию – всё это прошло трудный путь становления. И роль Абдыганы Эркебаева в его дерзком внедрении первых принципов свободы в жизнь нашего общества – огромна. Об этом я и хотел бы поговорить.
Принцип бумеранга никто не может исключить из жизни. Благодаря долгожданной свободе слова, за некоторые более поздние ошибки Эркебаев, как политик и интеллектуал, и сам не раз подвергался критике. Но он знал, что если ты «публичный человек», если ты занимаешься политикой или занял большую и ответственную позицию, то должен всегда иметь высокую культуру принятия критики, быть всегда к ней готовым. Было много высказано критики в адрес Эркебаева, но для него было более важно распространение культуры института «Общественное мнение». Мы и сейчас не забываем, что Абдыганы Эркебаев стоял у истоков демократии, когда был принят закон «О свободе слова», который порвал цепи тоталитаризма и было открыто русло демократии, которая хлынула в нашу страну.
Если бы мы, подобно некоторым другим странам, двигались бы в то время как прежде по инерции, то в стране сейчас было бы другое положение, другая атмосфера, другая политическая система. Кыргызский дух – в свободе, этот постулат был основой того закона. Здесь надо открыто признать, что когда еще только начали писать закон «О свободе слова», из высших эшелонов власти началось оказание давления, но принципиальный характер Эркебаева не поддался этому…
Академик Эркебаев… Это высокое звание было присвоено ему не как почетная степень в его научной карьере, оно было дано ему в первую очередь за его человечность, за его естественность, за то, что, выйдя из социальных низов, он, в своей жизни, в судьбе, в политике, смог победить себя, смог простым мальчиком, выросшим без родителей, противостоять всем трудностям жизни и сохранить в своем мучительно-трудном, но достигнутом законе «О свободе слова» свое «Я» …
Он — Академик Человечности, патриотизма, своей сильной жизненной позиции…
Народный писатель КР