С демократизацией страны мы познакомились с таким новым политическим феноменом, институтом, как добровольная отставка. В прежние советские времена люди зубами держались за должности, не прогнать. Да и сейчас такое не редкость. Для бюрократии всех времён должности были хорошей кормушкой. Чиновники не хотели уходить ещё и потому, что вместе со службой можно было потерять не только довольствие и положение в обществе, но и свободу и даже голову. Но при демократии добровольная отставка стала обыденным явлением. Один из важных признаков демократии — это сменяемость власти.
Помню, какой фурор произвела первая добровольная отставка Б.Силаева с должности депутата легендарного парламента. Новый закон запретил совмещать мандат депутата с работой в исполнительной власти. Но сдал мандат только он один.
Вторая отставка была связана с легендарным министром образования Ч.Джакыповой, которая добровольно ушла в знак протеста против политики президента в области образования. Потом мы видели вал отставок, причем преимущественно добровольно-принудительного плана.
Причины были тоже самые разные, от серьезных до скандальных и даже смешных. Что позволяет говорить о необходимости повышения в стране культуры отставок.
Для тех, кто считает, что отставка — это форма развлечения депутатов, способ решения личных проблем, хочу сказать — отставка это признак политического кризиса. А политические кризисы нередко заканчиваются серьезными конфликтами и даже гражданскими войнами.
Во время командировки в шведский риксдаг произошел интересный разговор между нашей делегацией и лидером правящей фракции социал-демократов. Мы похвалились перед ним, что Жогорку Кенеш в любой момент может отправить в отставку правительство. А как происходит отставка в шведском парламенте? Он ответил, что такое право есть и у них, но последний раз они отправляли в отставку правительство 30 лет тому назад. На вопрос, почему так мало, лидер фракции ответил следующим образом: во-первых, это было их правительство, т.е. сформированное социал-демократами, а, во-вторых, отставка — это очень ответственный и крайний политический шаг. Нельзя бездумно и безответственно пользоваться таким правом. Для отставки требуются серьезные доказательства, а не голословные обвинения или личные мотивы. Мы выглядели как шаловливые малыши, резвящиеся в песочнице. После этого умерили свой боевой пыл, требуя отставки только по серьезным основаниям.
На моей памяти представители исполнительной власти всегда были деликатны в общении с депутатами, т.к. им приходилось защищать и проводить через Жогорку Кенеш разные законопроекты, без которых работа правительства будет неэффективна либо сорвана. Главе правительства не нужен министр, который не может провести в парламенте нужный документ. Тем не менее в Жогорку Кенеше время от времени происходят перепалки между представителями государства (министрами, премьерами, вице-премьерами) и представителями народа — депутатами. Страсти кипят и это очень хорошо, что говорит о том, что идёт борьба между неравнодушными политиками. И если бы их всех за это отправляли в отставку, то в стране не останется политиков.
Что касается сегодняшней политической ситуации?! Мы уже третий год живём при президентской форме правления, где за все, что происходит в стране, отвечает президент. И вопрос об отставке членов своего кабинета тоже решает только он. А члены кабинета министров лично ответственны только перед президентом, а не парламентом, как это было прежде. Вот такая сейчас политическая вертикаль.