Всем известны слова: «Пришел. Увидел. Победил!» из письма величайшего римского полководца, политика и историка Гая Юлия Цезаря своему другу в Риме, в котором он сообщал о своей очередной победе и покорении Боспорского царства. Цезарь знал, что друг непременно передаст их в Сенат, который ревностно и внимательно следил за восхождением новой, и как оказалось самой яркой звезды на политическом небосклоне Римской Республики. После этой победы Цезарь с триумфом вернулся домой. Овеянные славой, его легионы участвовали в традиционном торжественном шествии по улицам вечного Рима. Перед полководцем несли доску, на которой было написано: «Veni, vidi, vici». Рим ликовал, эти три слова были на устах всех граждан. Смелый, независимый и гордый человек, стремившийся во всем быть первым, добился своего — стал пожизненным диктатором могущественной Римской республики на этапе ее трансформации в империю. Это был в то время единственно правильный и разумный способ спасения Рима от развала, который продлил римскую цивилизацию еще на 1,5 тысячи лет.
Гай Юлий родился в аристократической патрицианской семье. Получил хорошее образование, изучал греческий язык, философию, литературу, историю. Написал знаменитую книгу «История галльской войны» о своих военных походах в Галлию, Германию и Британию, которую до сих пор изучают современные военные стратеги и политики. Цезарь любил историю и умел извлекать из нее полезные уроки. С большим вниманием он читал и слушал рассказы о походах своего кумира Александра Македонского. Как-то посетив его гробницу в Египте в Александрии, Гай в чувствах расплакался: «В мои годы я еще ничего не сделал, а он уже завоевал полмира!»
Его очень интересовало военное искусство и он ее в полной мере усвоил, став в конце концов непобедимым полководцем. Поздно начав карьеру воителя, он за 10 лет превзошел славу всех великих римских военачальников. В битве при Алезии с армией в 40 тыс. солдат он разгромил 300 тыс. войско галлов, повторив беспримерный военный подвиг Александра Македонского в битве при Гавгамелах. При виде несметного войска противника римские легионеры дрогнули, страх закрался в их души. И тогда Цезарь выступил перед своими солдатами с воодушевляющей речью: «Мы победим их, как это было множество раз. Наша сила в нашей дисциплине, а их армия это просто большая толпа варваров».
А в искусстве политики в большей степени занимало Гая Юлия ораторское искусство. Он знал, что философ Цицерон свою успешную политическую карьеру (сенатора, консула) сделал во многом благодаря живому уму и красноречию. И Цезарь, который не отличался богатырским сложением, стремился овладеть навыками влияния на аудиторию через убеждение в своей правоте. Политик должен был не просто красиво озвучивать свои мысли, но и логически их обосновывать, находить нужные доказательства, произносить крылатые и вдохновляющие речи.
Всю свою жизнь Цезарь доказывал, убеждал и делал подарки простым людям. После возвращения из многолетнего галльского похода, он дважды раздавал римлянам все свое имущество и мгновенно стал самым популярным в Риме политиком. Он быстро понял, что добиться высшей власти можно не только воинскими победами, но и умением располагать к себе аудиторию, своей щедростью, не знающей границ. Он знал, что если массы поддержат его, то путь наверх обеспечен. И всегда опирался на простой народ, устраивая гладиаторские игры, театральные зрелища, раздавая людям деньги. Цезарь начал проводить важные государственные реформы; наделил правами и привилегиями римских граждан покоренные народы, что было их несбыточной мечтой. Народ его боготворил…
Но 15 марта 44 года до н.э., он был убит заговорщиками в Сенате, в котором не предвидели, не рассмотрели в развитии Римской Республики тех пагубных и разлагающих тенденций, которые узрел в обществе Гай Юлий Цезарь. Другими словами, масштаб мышления Цезаря оказался выше всех политиков Рима и равен только масштабу Его личности. Он недооценил угрозу со стороны своих противников и умер, как он и хотел, внезапной смертью.
Политическая система республики в эпоху начавшихся набегов на Рим варваров и гражданских войн стала давать сбои. К власти то и дело стали приходить командующие римскими армиями, которые враждовали друг с другом, уничтожая страну. Рим могла спасти только жесткая централизация и сосредоточение власти в одних руках, чего и добивался Гай Юлий.
Цезарь достиг своего величия, о котором мечтал в юности и проложил путь для имперской истории Рима, став одним из самых лучших ее правителей. А все императоры с тех пор стали называться цезарями и царями.
Его преемник — первый император Римской империи Октавиан Август на основе политического наследия Цезаря создал уникальную политическую систему, которая гармонично сочетала в себе республиканские традиции Рима с абсолютной монархией. Рим стали называть «Империей, облаченной в республиканские одежды». И эту модель впоследствии позаимствовал Наполеон Бонапарт, коронованный как «император французского народа». При этом Франция была сохранена как республика.