Политика состоит не только из законов, указов, постановлений и распоряжений, приказов должностных лиц, королей, президентов и императоров. Это инструменты, механизмы, с помощью которых люди проводят ту или иную политику.
Однако есть ещё и другие инструменты или приводные ремни политики, как государственные и общественные институты, партии, организации, армия, силы безопасности, СМИ, бюрократия и т.д.
Например, Колизей, построенный римскими императорами в центре Рима, имел как развлекательное, так и политическое значение. Принцип рассадки в нем свидетельствовал о том, что Колизей по существу - это римское общество в миниатюре.
Колизей был местом регулярных встреч римского правителя со своим народом, где он должен был увидеть и почувствовать его чаяния и настроения. И когда, римский император принимал решение - даровать жизнь гладиатору или нет, он сначала смотрел по сторонам, чтобы увидеть, как голосуют его подданные.
Положение римских правителей всегда было шатко. Ибо граждане Рима были реальной силой и могли разгромить город, если император и его решения не нравились им. Одним из ярких примеров важности учета мнения своих граждан была одна неудавшаяся история любви.
Император Тит полюбил иудейскую царицу Беренику и привез ее в Рим, чтобы жениться на ней. Но на гладиаторских боях в Колизее, он воочию увидел, как римляне не хотят, чтобы их императрицей стала чужестранка. На памяти римлян еще была свежа история несчастной любви Марка Антония и египетской царицы Клеопатры. И как следствие, император Тит был вынужден уступить настроениям народа и отказаться от женитьбы, отправить любимую невесту домой в Иудею. Он так и остался неженатым до конца своей жизни, что говорит о том, что ради служения Риму он отдал своему народу самое дорогое, что у него было. Из этого исторического примера следует понимать, что правитель должен четко понимать разницу между личными и общественными интересами, не подчинять личное общему.
Нашим кыргызским правителям «» каганам, ханам, биям и манапам, тоже была присуща такая политическая культура. В условиях кочевой демократии они никогда не забывали, чтобы сохранить прочную стабильность, учитывать настроения своего народа. Не позволяли себе никогда, как болтал один бывший, лишенный статуса экс-президента: «Я могу говорить, что хочу и делать все, что захочу».