Многие люди считают, что монархи или правители, управляющие страной, априори должны быть самыми умными, честными, справедливыми и благородными особами. Их наделяли сверхчеловеческими или божественными чертами, а иногда признавали живыми богами, как например, Александра Македонского, Октавиана Августа или японских императоров...
На древних или средневековых людей, которые воспитывались в духе, что правитель это помазанник Божий, что он правит от имени Бога, впечатляюще действовало и дисциплинировало их. А верили в бога тогда практически все.
Однако с развитием науки и общества эти романтические представления о властителях у значительной части людей серьезно изменились. Теперь правители рассматриваются как представители высшего класса, которым присущи все слабости, свойственные обычным людям. Чтобы доказать, что короли никакие не боги, революционеры даже прибегали к их публичной казни во время, например, английской и французской революций. Развенчать надуманные образы монархов, денно и нощно думающих о своем народе, помогла та же самая история и демократия, требующая от всех институтов открытости, отчетности и прозрачности. Потому, что «благодаря» закрытости их жизни, психика королей и царей часто оказывалась под угрозой.
В истории известно немало властителей, которые оставили след своими чудачествами, а не политическими действиями. И современный Кыргызстан в этом отношении уже тоже не является исключением. В свое время для нашей страны я делал исключение, заявляя, что кыргызы за всю свою историю никогда не ставили во главе народа какого-нибудь идиота или сумасшедшего. Всеми кыргызскими вождями можно только гордиться! А причина нашей практической разумности состояла в том, что у наших предков не было культа святости власти, кагана или хана, бия выбирали по личным заслугам перед народом, племенем, родом на народных жыйынах (курултаях). А кыргызского хана, который не имел права передавать свой титул детям по наследству, выбирали на своем жыйыне племенные и родовые вожди, лучшие представители народа. Благодаря выборной системе, когда на выборы шли лучшие из лучших, а не все кому попало, как при всеобщей избирательной системе, сбои были практически невозможны. Голого короля было видно сразу.
Безумные короли были вообще большой трагедией для своих стран — Ибрагим Первый Османский, Карл Шестой Французский, Генрих Третий и Четвертый Английский, Хуана Безумная Испанская, Петр Третий Российский и др. Как правило, безумие было связано частыми близкородственными браками между правящими династиями. Правление безумных правителей было в основном очень схожим и по сути, и по форме. Их чрезмерно шумное поведение, повышенные эмоции, буйность, упертость, фатальное упрямство, отсутствие гибкости, враждебность к прогрессу, интеллект невысокого ума. Королева Виктория отказывалась признавать электрические машинки и требовала все официальные бумаги приносить в рукописном виде. Ибрагим I любил скакать среди наложниц гарема с конским ржанием, Карл VI c жуткими воплями носился по зданию дворца... Бывало, они убивали своих подданных, например, упомянутый Карл, внезапно обезумев на охоте, убил одного из рыцарей, а султан Ибрагим утопил 280 своих наложниц из гарема, заподозрив одну из них в измене. Обыденной практикой становилось заключение неожиданных международных договоров и союзов, принятие беспринципных политических и иррациональных решений, попытки решать сложные вопросы визгами, руганью и топаньем ножек. Их опасались встретить случайно во время прогулки, придворные боялись им делать замечания о том, в каком состоянии и виде они находятся. Их стеснялись, особенно во время встреч с другими монархами, вокруг них ходили страшные разговоры о состоянии короля. Они могли расплакаться от прилива добрых чувств или озвереть от любой мелочи, знать по именам всех слуг, вызывая у них рев восторга, петь песни или декламировать стихи. Или раскланяться перед каким-то деревом, думая, что это король какой-нибудь страны или командуя несуществующей битвой, что вызывало новые и новые насмешки над больным правителем.
Но в отличие от нынешних времен, когда правителей мы выбираем, у средневековых людей выборов не было, а короли приходили к власти по праву наследования трона, даже если они были детьми или страдали какими-то тяжелыми заболеваниями. Для приближенных придворных это был праздник и возможность незаслуженно возвыситься и пограбить народ, не неся за это никакой ответственности. И тем не менее, несмотря на возможные опасные последствия, монархия сохранилась в некоторых странах. Но кандидатов на престол предварительно проверяют на состояние здоровья и затем утверждают решением парламента.
А в арабских монархиях запрещено занимать престол детям, власть переходит от почившего короля к его родному брату. В заключение скажем, что просто знание истории еще не является гарантией от неадекватных правителей. Знание нужно также подкреплять необходимыми законодательными решениями.