Науке психологии известно, что никто не любит критику. Так уж устроен человек. Не верьте тем, кто говорит, что любит критику. Это неправда. Но есть профессии, где требуется нечеловеческое терпение. Например, в политике, где очень важно управлять своими эмоциями, социальным поведением, поступками и словами. В политике это очень опасно, не только для личности политика, его авторитета и судьбы. Опасно для судеб народа и государства. Выдающийся пример нечеловеческого терпения демонстрировали многие выдающиеся и гениальные политики. Именно благодаря этому они стали великими.
…
Однажды один неизвестный гражданин захотел стать известным. Это тоже одна из особенностей людей. Особенно серых и бесталанных… Все хотят быть известными, чтобы их всегда помнили. Но, поскольку никаких личных достижений и заслуг у него не было, он решил стать знаменитым путем публичного оскорбления знаменитых людей. Мол, какой герой, если замахнулся на сильных мира всего. В качестве объекта он избрал Перикла — отца афинской демократии, полководца, великого оратора, а ныне великого политика всех времен. При нем Афинская республика стала великой державой, главой Афинского союза, где процветало все — благосостояние граждан, экономика, образование, культура, мысль, искусство, наука… Так вот незадачливый кандидат в «великие», чье имя не сохранилось в Истории, однажды увязался за ним и кричал грубые оскорбления в его адрес до самого его дома!
Перикл был могущественным государственным деятелем, правителем и мог приказать побить, арестовать нахала, сгноить его в тюрьме. Но из дома Перикла вдруг вышел слуга с теплым пледом и вежливо сказал скандалисту: «Уже стало темно и холодно! Хозяин попросил меня проводить вас до дома!» Как не позавидуешь такой культуре публичного политика.
…
Помимо нечувствительности к оскорблениям в повседневной жизни Перикла отличали ровное и невозмутимое отношение ко всему происходящему вокруг, спокойствие и постоянная серьёзность. Многим современникам эти черты характера казались проявлениями высокомерия, либо отчуждённости. И это становилось причиной его личных трагедий.
Перикл был 15 раз избран Народным собранием Афин на должность стратега. Лишь однажды его прокатили на выборах, обвиненного оппонентами в коррупции. Но через год он снова был избран стратегом, оправдавшись перед избирателями. После его смерти, памятуя об опасности долгого нахождения у власти, в результате которого могут начаться «необратимые и кризисные превращения», древние афиняне решили ограничить занятие должности стратега двумя сроками подряд.
Каждый год Афины избирали 10 стратегов, одним из которых и становился Перикл. В наше время эта должность соответствует статусу министра. На этом посту он стал одним из самых влиятельных политиков древней Греции, что отнюдь не давало ему права и возможности делать все, что он захочет. Закон стоял выше всех граждан.
Несмотря на свои огромные заслуги, он так и не смог выпросить для своей жены Аспазии гражданства Афин, а его самого младшего сына от Аспазии Перикла-младшего, полководца, нанесшего поражение спартанскому флоту, казнили по решению Народного собрания по обвинению в том, что он не собрал и не захоронил тела погибших во время сражения афинян, утонувших в море.
А умер величайший Перикл, чьим именем назван период золотого расцвета Афин, в результате болезни, заразившись чумой.