Известно, что первые республики естественным образом появились в Европе, античной Греции и Риме. В Азии республик не было, не родились по ряду причин, связанных с особенностью климата, истории, культуры, социального уклада и образа жизни.
Первые республики родились в древнегреческих городах-полисах (Афины, Фивы), как и демократия. В Азии тоже были города (Ур, Аккад, Вавилон), но там тоже не родились республики, не было и демократии. Вот такая выявляется особенность, лежащая в основе западной и восточной цивилизаций, которые противопоставляют друг другу до сих пор.
Историю происхождения республики и демократии дают древние мифы и легенды, которые по этому периоду выступают в качестве исторических источников. Итак, начнем наше повествование с наиболее полно дошедшей до нашего времени истории возникновения Римской Республики.
…
Из 7 царей Древнего Рима, правивших с 753 до 509 гг. до н.э., самым знаменитым считался Ромул, основавший город Рим. Но жили римляне сначала в городе Альба Лонга, который основал троянец Эней. Помните, как Парис в кинофильме «Троя» с участием блистательного Бреда Питта, вручил «Меч Трои» одному мальчику по имени Эней, чтобы тот основал новую Трою.
Ромул создал Сенат. А сенаторы стали «отцами города» - патрициями, заняли в обществе самое привилегированное положение. Он разбил город на районы, ввел управляющих городом - ликторов. Но Альба Лонга был городом мигрантов, воров и разбойников. Никто не хотел отдавать им замуж своих дочерей. Тогда Ромул, думая о перспективах своего города, организовал похищение сабинянок. Отобрал силой у сабинов, соседнего народа, пригласив их на праздник, их сестер и женщин. Дал им права, привилегии. Горожане полюбили царя за то, что он заботится о них. Но Ромул все же был убит сенаторами, которые все время что-то хотели и вечно были чем-то недовольны. Неблагодарными оказались, как их не кормили.
...
Другие цари Рима оказались в основном похожи друг на друга. Развязывали кровопролитные войны, не жалели соплеменников, убивали несогласных, конфисковывали их имущество, отправляли в ссылку, были жестоки, коварны и жадны. Большинство их было за это жестоко убито.
…
Вместо убитого Ромула сенаторы избрали новым царем Нума Помпилия. Это был самый тишайший царь, который умер своей смертью. Выбранный царь оказался добрым правителем. С него пошла римская традиция избирать власть, а не захватывать ее, опираясь на силу, жестокость и насилие. Выбираемая власть оказалась лучше. Практичные римляне были неглупым и рациональным народом и все лучшее схватывали на лету, т.е. выводили из разных историй для себя полезные уроки. Чтобы не наступать снова на грабли. Царь Тулл Гастилий перевел столицу в город Рим.
…
Но самым лучшим римским царем стал все-таки Сервий Туллий. Он сильно ослабил социальную напряженность в обществе, подняв статус плебеев - простолюдин, за что его прозвали «народным царем».
…
Последним царем Рима стал Луций Тарквиний Гордый, который оказался типичным отморозком. Чаша терпения лопнула и он был свергнут. А римляне после этого решили жить без царя и учредили республику, где власть принадлежала народу, который избирал Сенат, а он в свою очередь от имени римского народа избирал другие органы исполнительной и судебной власти.
…
Высшими должностными лицами исполнительной власти Римской республики стали два консула, которые были равны между собой и правили поочередно. Один из них один день, другой - на следующий. Поэтому каждый консул был вынужден ладить со своим коллегой, чтобы он не отменил его указы, заступив на пост. Отсюда римляне сделали вывод, что власть, чтобы она не была опасной и приносила пользу, нужно разделить между собой и сбалансировать. Вот откуда берет начало система разделения ветвей власти и сдержек и противовесов внутри каждой ветви и между ними. Потом это все отшлифуют, обобщат и опишут, превратив в строгую научную теорию, знаменитые греческие философы и римские юристы.
На случай политических кризисов была учреждена должность диктатора, который мог бы единолично править до 6 месяцев. Он был обязан подготовить выборы и вернуть власть Сенату, олицетворявшему собой народ.
Так римская легенда объясняет происхождение республики, что в переводе с латинского означает «общее дело». Делая которое, мудрые римляне, день за днем, год за годом, тщательно и вдумчиво организовывали свою жизнь и государственность, ибо другого опыта не было. Надо было надеяться только на самих себя.