История отличается от всех наук тем, в отличие от других научных дисциплин, в т.ч. и от знаний о человеке, у нее есть четкие социальные функции. История — это источник примеров, каковой она была очень долгое время. История как способ легитимизации власти. Наполеон, понимая, что его мелкопоместного корсиканского дворянина, не принимают в Европе «за своего», разводится с любимой женой Жозефиной Богарне и женится на принцессе Луизе-Марии Австрийской из династии Габсбургов.
И история как учитель жизни, как говорили древние историки и философы. История, не как учитель, а как надзиратель, наставник, который учит морали, добру и злу, и наказывает тех, кто плохо учит уроки истории. История как воспитатель, который учит людей гражданскому долгу на примере уроков истории. В этой связи очень важно появление в нашей стране института публичных историков, новой профессии историка, которых надо готовить в вузах и которые бы публично просвещали людей об истории. В этом отличие академических историков от пропагандистов истории. Такой институт достаточно развит в странах демократии. Именно представление о прошлом, откуда ты, дает возможность сделать правильный выбор в настоящем.
Царь Симеон Бекбулатович
Возведен был на трон Иваном Грозным в 1575 г. Татарский князь, из чингизидов. Долгое время этот акт считали одним из сумасбродств Ивана Грозного времен опричнины. Историки до сих пор не могут логично объяснить, зачем полновластно распоряжавшийся всем царством Иван Васильевич вдруг картинно отрекся от престола в пользу незначительного хана, а сам удалился от двора и зажил с показной скромностью и смирением. Наверное, думаю я, он ситуацию понимал лучше. Это был лучший способ легитимации власти московского царя. Чингизиды, создавшие за 28 лет империю, которая была в несколько раз больше империи Александра Македонского и Римской империи, имели право править всеми народами без каких-либо доказательств. Этот акт Грозного царя укреплял легитимность его царства.
До крещения Симеона его звали Саин-Булат. Некоторые русские ученые считают, что у него не было каких-либо способностей править самостоятельно, приводя его отдельные неудачи. Я думаю, все это полная ерунда. Его заслуга состояла в том, что он был правнуком золотоордынского хана Ахмата – повелителя мира. Правда, при нем прекратил выплату дани Орде Иван III Великий, дед Ивана IV Грозного, да покладистый характер. Золотая орда, вследствие внутренних и внешних противоречий, и не способности предотвратить это, хирела и распадалась. Иначе бы откуда такая наглость. За покладистый характер всего он и был посажен на царствование. У нас на пространстве СНГ это тоже наблюдается. Правители с покладистым характером имеют большие шансы на личное выживание, но запомнят ли их в истории? Реальной власти у Симеона не было. «Декоративный» царь лишь ставил печати на указах, а все решения по-прежнему принимал как бы «отошедший от дел» Иван Грозный.
«Спектакль» с царем Симеоном длился почти год и летом 1576 г. Иван Грозный Рюрикович (потомок норманнов, которые к этому времени покорили всю Европу), снова вернулся к власти, дав безропотному местоблюстителю в виде компенсации княжество Тверское.
Что примечательно, послушно взошедший на трон Симеон так же спокойно перенес и утрату своей формальной власти. После потери трона он прожил еще почти 40 лет, пережив не только самого Ивана Грозного и его сына Федора, но и еще шестерых правителей страны - Ирину, Бориса и Федора Годуновых, двух Лжедмитриев и Василия Шуйского.
Царица Ирина Федоровна
Жена царя, невестка царя, сестра царя, тетка царя и сама царица - это все об Ирине Годуновой, одной из самых малоизвестных правительниц за всю историю России. Знают о ней лишь самые крутые историки, ведь у власти она пробыла чуть больше месяца - с 16 января по 21 февраля 1598 г.
Правительницей Ирина стала после смерти супруга Федора I Ивановича, сына Ивана Грозного. У власти она оказалось вынужденно, из-за отсутствия у умершего царя наследников мужского пола. Единственным ребенком в браке Федора и Ирины была дочь, умершая в младенчестве, а младших ветвей Рюриковичей не осталось ни в поколении Федора, ни в поколении его отца.
Все 36 дней формального правления Ирины шла подготовка передачи власти брату Борису Годунову, который и способствовал браку сестры с царевичем и сам по сути правил за болезненного и не отмеченного административными талантами Федора.
Царица же изначально была настроена принять постриг и изменить это ее решение не смогли ни уговоры бояр, ни просьбы московского люда. 21 февраля 1598 г. она благословила на царство брата Бориса и ушла в монастырь, где умерла через 5 лет, не увидев ужасной трагедии короткой династии Годуновых, которые тоже происходили из золотоордынских князей.
Царь Федор Годунов
Юный сын Бориса Годунова правил чуть дольше, чем его тетка Ирина - с апреля по июнь 1605 года - и, в отличие от своего отца, не удостоился внимания драматургов и композиторов. Короткое правление Федора прервалось трагически. Он был одним из самых способных и талантливых. По мнению исследователей, если бы не его насильственная смерть, история Российского государства могла бы развиваться совершенно в другом русле.
С детства сын Бориса Годунова готовился к управлению государством и, по свидетельству очевидцев, был к этому готов лучше большинства наследников российского престола до и после него. Юный царевич отличался острым умом, интересовался науками и государственным управлением, участвовал в заседаниях Боярской думы и уже подростком имел собственную печать, т.е. мог самостоятельно принимать важные для страны решения.
Но взойти на престол царю Федору пришлось в самый драматичный период истории, в Смутное время. К столице во главе польской армии подходил самозванец Лжедмитрий I, царские войска одно за другим переходили на сторону мятежника, а среди бояр зрел заговор.
1 июня 1605 г. 16-летний Федор был схвачен боярами-перебежчиками и задушен вместе с матерью. Официально их смерть объяснили самоубийством. Разумеется, что за эти 1,5 месяца юный царь не успел реально править страной.
В историю он вошел как первый отечественный картограф: занятия географией были любимейшим его досугом. Карта Федора Годунова долго считалась одной из наиболее точных и подробных карт России.
Несчастная судьба юного царя стала одной из причин непопулярности в дальнейшем этого имени для наследников престола. Лишь однажды, почти век спустя после Федора Годунова, на престол взошел Федор Алексеевич Романов.
Владислав IV Ваза. Царь-иноземец
Поляк Владислав Ваза — уникальный в истории России пример, когда правитель, которому присягнуло на верность правительство, ни разу не побывал не только в столице, но и вообще на территории страны. Выбор на польского королевича Владислава пал в период Смутного времени, когда каждая новая фигура на троне становилась причиной новых волнений в стране.
После череды быстро сменяющихся правителей - Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, Семибоярщина, малолетний сын Марины Мнишек - принц из соседней Речи Посполитой казался многим фигурой компромиссной и устраивающей все придворные партии. 4 февраля 1610 г. бояре в Москве принесли ему заочную присягу и почти четверть века, до 1634 г., он титуловался царем московским, хотя реально страной не правил.
За 24 года Владислав, царь-католик, неоднократно предпринимал попытки превратить формальный титул московского царя в реальную власть в русском царстве, но так своего и не добился. В 1634 г. он получил от Романовых за отказ от титулования московским царем колоссальные отступные - 10 тыс. руб. и более никаких претензий на трон не выдвигал.
Иван VI Антонович. Коронованный узник
Правнук Ивана V его тезка Иван Антонович был коронован в младенческом возрасте, но реально править государством ему не привелось. В 1742 г., когда монарху было всего 2 года, в Санкт-Петербурге произошел дворцовый переворот. К власти на штыках гвардейцев пришла дочь Петра I Елизавета, а юный царь Иван с матерью Анной Леопольдовной были арестованы.
Всю оставшуюся жизнь коронованный пленник провел в заточении, практически не видя людей. На свободе свергнутый Иван VI представлял серьезную опасность сначала для захватившей власть Елизаветы, а затем и для Екатерины II, поэтому жизнь в заточении в Шлиссельбургской крепости ему грозила до самой старости.
Все бы, наверное, так и произошло, если бы не авантюрная попытка поручика Мировича освободить царственного узника в 1764 г. Чтобы не допустить освобождения опасного арестанта, охранники закололи 23-летнего царя. Несчастная жизнь и насильственная смерть юноши сделали непопулярным в дальнейшем имя Иван в царской семье.
Кстати, «монархами без реальной власти» можно также считать Константина Павловича Романова, которому после смерти Александра I в 1825 г. присягали полки в Петербурге, а также брата Николая II великого князя Михаила Александровича Романова, числившегося правителем страны в 1917 г. В обоих случаях оба правителя, понимая серьезность своего положения и думая о благополучии своего окружения, отказались от власти буквально в считанные дни. Короче говоря, хотите выжить, тогда учите историю.