Во время Французской революции, начавшейся в 1789 году, в междуусобной борьбе погибли практически все ее вожди. Наполеон не был вождем, но отсидел некоторое время в тюрьме как революционер. В период Директории он прославился как успешный военачальник и был вознесен судьбой на самую вершину власти, став первым консулом Французской Республикой с абсолютными полномочиями. Но отношения с царскими домами европейских стран у республиканской Франции никак не ладились. Горделивые потомки королевских кровей не хотели иметь отношений с каким-то французским капитаном. И тогда угодливый и умный министр иностранных дел Талейран предложил ему стать императором, чтобы быть вровень со своими врагами. И Наполеон провозгласил себя «императором французского народа», сохранив при этом Французскую Республику. Таким образом он стал революционным императором, не разочаровав простой народ и стремясь создать Соединенные Штаты Европы под эгидой революционной Франции. На меньшее он, считавший себя учеником великого Александра Македонского, Ганнибала и Юлия Цезаря, не был согласен.
…
После поражения в России Наполеон вернулся во Францию, бросив свою поверженную армию, не для того, чтобы сдаться, а продолжить борьбу за свою великую идею о свободной и справедливой Европе. Парижане встретили своего императора, несмотря на его неудачу, как триумфатора и победителя. Под ружье были готовы встать миллионы французов и не французов, таким был высокий авторитет Наполеона среди простых людей. Такими захватывающими для них оказались его идеи и планы. Эта поддержка вдохновляла Наполеона и он с новой силой и новой армией, собранной из новобранцев, стал громить вражеские армии, окруживших Париж со всех сторон.
…
В 1814 году Наполеон оставался все еще сильным военным талантом, которого побаивались все короли и полководцы. За 45 дней он одержал в различных сражениях, разбивая врагов по группам и поодиночке, 9 серьезных битв, показав, что его военный гений не померк. Казалось еще одна битва, еще один натиск и враг будет побежден. Но произошла измена, как всегда и как часто это бывает в особо ответственные моменты.
Предали «свои» — его верные маршалы, его министр иностранных дел Талейран и лучший министр полиции Фуке, которые давно вели сепаратные переговоры и сдали Париж врагу, когда там не было Наполеона. Возвратившись срочно в столицу и увидев ее в огне, он все понял. Во время военного совета его маршалы, которые были обязаны Наполеону своим возвышением, стали наперебой говорить ему о том, что враги отомстят и сожгут Париж, как некогда Москву, что оккупанты — варвары и могут сделать это не задумываясь. «Я мог бы всех вас немедленно уничтожить за измену, но не буду этого делать. Я понял, - ответил им Наполеон, - вы хотите моей отставки и вы ее получите! Дайте мне только попрощаться с моей гвардией». Во время церемонии прощания он произнес одну из самых своих трогательных речей «Солдаты мои, дети мои!» Солдаты, готовые драться до конца за своего императора, плакали.
…
Наполеон с почетом был сопровожден в ссылку на остров Эльба, где многим казалось, что он смирился со своей звездой и попрощался со своей мечтой. Но это было только обманчивое ощущение. Наполеон продолжал свою борьбу, но в другой форме. Он изучал обстановку во Франции, настроение людей, наладил мощную коммуникативную сеть, чтобы снова вернуться во Францию.
А сбежав с острова, Наполеон за 19 дней без единого выстрела вернул себе Париж и всю Францию.
Для французов очень оказалась разительна и убога произошедшая смена власти. На место великолепного и деятельного Наполеона, умевшего зажигать сердца и надежды, в Париж в королевскую резиденцию Тюильри вернулся старый король Людовик ХVlll, немощный, бездарный и обрюзгший, со своей никчемной и прожорливой камарильей. «Иммигранты, - впоследствии с унынием скажет мудрый Талейран, - так ничего не поняли и ничему не научились!»
Это возвращение «блудных сыновей и дочерей» Франции к своему великому императору получило название «100 дней Наполеона».
…
Когда Наполеон с горсткой своих солдат высадился во Франции, об этом узнали в Тюильри. На военном совете особенно лютовал любимец Наполеона маршал Ней, обещавший королю Людовику привезти императора в железной клетке. И поехал с войсками встречать Наполеона. Эта историческая встреча красочно и достоверно отражена в современном кинематографе. До зубов вооруженные солдаты правительственных войск с ружьями наперевес встречают Наполеона, который отделившись от своего немногочисленного отряда, приказал им: «Остановитесь, дальше мое дело!» Он узнал лица своих солдат: «Солдаты 5-го полка, кто из вас хочет убить своего императора, стреляйте!» И распахнул свою грудь, откинув полы военного плаща. И солдаты с восторженными криками бросились к своему императору, целуя его руки и одежду. Маршал Ней был смущен и сдал Наполеону свою шпагу. Но был великодушно прощен, с язвительной усмешкой: «Надеюсь теперь, мой маршал, мы будем вместе до гроба?»
К нему вернулись практически все изменники. Он их тоже простил, потому что они были нужны ему для реализации своих замыслов. Началась подготовка к генеральному сражению, которое состоялось 18 июня 1815 года при бельгийской деревеньке Ватерлоо.
…
Силы противников примерно были равны — около 70 тыс. солдат с каждой стороны. И здесь Наполеон вновь показал свой недюжинный военный гений, разгромив армию союзников. Чтобы добить их окончательно, он ввел в бой свою гвардию — последний резерв, полагая, что его генерал Груши, посланный им завязать бой с прусской армией генерала Блюхера, помешает ему прийти на место битвы. Но тот обхитрил француза, бросив в бой несколько полков, а сам обходным маневром с 50 тыс. армией двинулся к Ватерлоо и, быстро подойдя, неожиданно опрокинул французскую армию. Гвардия не сдалась, но погибла полностью.
Наполеон, уже передавший в Париж новость о победе, проиграл из-за ошибок маршала Нея и генерала Груши. Но даже после этого печального известия, французы готовились к новому сражению, их дух не был сломлен. Но Наполеон остановил их словами: «Я готов сражаться до конца, но не допущу, чтобы мою Францию превратили в кровавую баню». Личные амбиции он подчинил интересам выживания французской нации.
…
Он мог бы бежать, добраться до Америки, где его таланты пригодились бы американским революционерам, воевавшим за свою независимость против самого коварного врага Наполеона — Англии. Но он сдался английским властям, чтобы нанести Великобритании, снова становившейся европейским лидером, еще один мощный удар. Удар высокой морально-нравственной силы, который показал бы ничтожество Англии и могущество Наполеона, изменившего ход мировой истории. Англичане отправили его доживать на остров Святой Елены, лишив всех императорских привилегий. Условия содержания никак не были достойны его величия. Англичане, терзаемые жаждой мести, понизили его статус до генерала. И он тогда публично обратился в адрес английской короны, которая из-за страха перед Наполеоном опустилась до мельчайших придирок и примитивной мести. Ведь Наполеон побеждал многих европейских королей, но всех их благородно отправлял в свои дворцы, продолжать править своими странами и народами. Англия снова оказалась опозорена. После этой моральной победы Наполеон как-то сразу сник и умер. Великим и Непобежденным!
…
Наблюдательный человек сразу поймет, что речь идет об исторических закономерностях, характерных для истории многих народов. Только масштабы разные, да имена… Извлекайте из неудач полезный опыт и не повторяйте совершенных ошибок. «Учите уроки истории», - призывал перед своей смертью великий Наполеон, сожалевший о совершенных ошибках.