Когда начинают падать международные рейтинги нашей страны, мы часто начинаем вспоминать опыт греков и римлян, стоявших у истоков новой цивилизации, где родилась идея свободы и народовластия. Это оказалось закономерным итогом развития человеческого общества. Сперва люди правили своими делами коллективно, на собраниях и сходах. Выбирали своих вождей и правителей, которые отправляли власть, отчитывались за свою работу. Таким образом на заре цивилизации была организована коллегиальная ответственность членов общины. Все прикрывались этим, не рискуя самостоятельно решать вопросы. Не было ещё людей, готовых взять на себя личную ответственность за других. Систему эту потом назвали парламентаризмом.
…
Но потом одному из избранных вождей все это надоело и он сказал, что всю ответственность за дела общины он берет на себя. Это было связано с развитием человека и появлением личности — ответственного человека. Этого человека позднее назвали царем, императором, ханом… Раньше всех от царей, не все они оказались хорошими, избавились древние греки и римляне. Свергли их и снова вернули коллегиальное управление, провозгласив республику, где главным источником власти стал народ.
Своих новых правителей — стратегов и консулов (нынешние президенты и премьеры) — они стали выбирать на выборах. И эту практику передали по наследству будущим поколениям. Сейчас весь мир выбирает либо парламентаризм, президентализм или монархию, что им удобнее, ближе и эффективнее. И все народы учатся у них свободе и демократии, потому что они являются как ее теоретиками, так и практиками. Пришли к этой системе осознанно, накопив огромный опыт. И стали благодаря этому самыми сильными и успешными в мире.
…
Председатель Мао Цзэдун копировал сталинскую модель социализма потому, что хотел за короткий срок превратить КНР в экономически и политически развитую державу.
Дэн Сяопин учился рыночным реформам у Японии, США и западных стран.
Президенты и премьеры Ататюрк, Пиночет, Мохатхир Мухаммад, Ли Куан Ю, Чон Ду Хван и другие выдающиеся реформаторы современности тоже построили с помощью демократических политических арсеналов — институтов, правил, процедур, механизмов, ценностей — успешные экономики, процветающие общества и стабильные политические системы. У кого-то вышло хорошо, у кого-то хуже. Но все они вывели свои страны во 2-й или 3-й эшелон мировой политики.
…
Демократия давно стала мировым трендом, ей учатся даже абсолютные монархии и диктатуры. Поэтому к ней надо серьезно относиться, учиться ей, а не имитировать деятельность, ибо безалаберный, поверхностный подход не принесет ожидаемых результатов. Как это имеет место во многих развивающихся странах.
Демократия оказалась мощнейшим политическим инструментом, позволившим западному миру стать самой мощной и перспективной частью мира. Иначе зачем они тысячелетия держатся за нее зубами. Например, в Германии 30% населения работает в НКО. Есть страны, где занятых в этом секторе приближается к 50%. Почему они не гоняют свой гражданский сектор, как это делают в СНГ?
Они же не думают, что через свои НКО им «морочат» голову всякие советские и китайские пропагандисты и коммунисты.
…
Ничто в истории не происходит случайно. Все искусственное и надуманное быстро отмирает, не приживается.
Кыргызы по праву считаются одними из архитекторов кочевой демократии. Среди них были также скифы, сарматы, авары, гунны, казахи…
Их правители (каганы, ханы, султаны) не обладали абсолютной властью, которая была ограничена советом старейшин. Эти органы народовластия не были придатками исполнительной власти, как у европейских или азиатских феодалов. Отсюда берет начало вольница кочевников, которые в отличие от земледельцев не были прикреплены к земле. Если правитель «обижал» кочевника, он погружал свое имущество на коня и откочевывал в другое место. Мог даже завалить в отместку обидчика. Ибо каждый кочевник был ещё воином, защитником народа. Из них происходили батыры, которые могли править своим народом. Не все манапы, султаны и ханы могли иметь такой почетный титул.
…
Другое дело земледельческие культуры и народы, которые дали миру разные формы диктатуры. Что ни правитель, то тиран, диктатор, деспот. Но с тех пор минуло множество лет, произошло множество изменений, в том числе трагических. Сто лет тому назад кыргызов в ходе коллективизации вынудили осесть и заняться земледелием. Исчезла круговая порука, т.е. коллективная ответственность. Увидели царскую власть и большевистскую диктатуру, массовые репрессии. Исчезли батыры. Мы потеряли свободу, стали частью большевистской авторитарно-тоталитарной системы, ее винтиками и шурупами. Стали подхалимами и бюрократами, рабами. Пустопорожними болтунами. Манкуртами. И теперь должны снова учиться быть свободными.
…
Вырулить из нынешнего переходного охлократического состояния!
Это можно сделать через налаживание в стране системы регулярного повышения квалификации кадров. Агитацию и пропаганду. Социальные и политические институты. Чтобы люди научились компетентно решать свои проблемы. Через укрепление доверия людей к избранной власти.
Знание и воспитание — это самый эффективный путь стабилизации общества. Ничего лучшего и эффективного человечество ещё не придумало. Может быть стоить подумать над тем, как восстановить общество «Знание», организовать повсеместно политические ликбезы, всеобучи, открыть публичные лектории, активизировать воспитательную роль музеев и т.д. Просвещенное общество априори не потерпит ни коррупционеров, ни молчаливый парламент, ни коррумпированный суд, ни пустых демагогов и популистов.