Добавить свою статью
15 Февраля 2024
Уроки истории. О поколениях. Дети «застоя»

Утром просто сделал пост, но один из друзей написал, что эта фотография целая историческая эпоха. А ведь это именно так. Любая фотография из прошлого — это ценный исторический источник, рассказывающий о личностях и персонах, характере эпохи, культуре, науке, моде, идеях, увлечениях того времени и т.д. Поэтому книжки, снабжённые иллюстрациями и фотографиями, легче и интереснее читаются, больше передают впечатлений и эмоций. Как это, например, удается сделать через театр или кино. История в них оживает. Становится понятней, одушевленной и человечной. В архивных документах люди как каменные истуканы - балбалы, безжизненные  древнеегипетские скульптуры.

Поэтому публикуйте почаще свои фотографии, они необыкновенно интересны для историков и полного воссоздания ими нашей истории.

***

Снимок, который перед вашими глазами, я впервые опубликовал 6 лет назад. Не описывая его в деталях, биографических подробностях, без характеристики политической эпохи, как нас учили в университете на лекциях по источниковедению. Есть такая отрасль исторической науки, к сожалению,  слабо развитая в нашей республике. Отчего многие историки не умеют работать с источниками, отделять "зерна от плевел", важное от неважного, ложь от правды, истину от пропаганды... Такие же проблемы стоят перед историографией, о чем с глубоким сожалением  писал уже ставший для многих кыргызстанцев своим новосибирский профессор В. И. Козодой, вспомогательными историческими науками - архивоведением, археографией и другими. Иначе, наша история всегда будет хромать.

***

Наш снимок был сделан возле легендарной "шестерки"  - студенческого общежития СПбГУ (тогда он был ЛГУ, вторым в СССР по иерархии вузом после МГУ), где жили иностранные стажеры из развитых капиталистических стран, а также аспиранты и студенты исторического и географического факультетов.

В 2015-16 гг. это историческое здание было перепрофилировано. Сохранен и отремонтирован лишь внешний фасад, а внутренности полностью поменяли. Сейчас это какой-то крутой южнокорейский отель. Как в горькой песне поется: "враги сожгли родную хату". Раньше бывало заходил, прошел и на сердце полегчало. Теперь все чужое.

Здание представляло историческую ценность ещё и тем, что там до революции находился "Его императорского Величества  кадетский публичный дом". Висела такая потемневшая от времени вывеска, которую не сняли даже во времена большевиков. Об этом, в частности, свидетельствовали и многочисленные архитектурные "изыски" в виде "голеньких летающих амурчиков" и "полуодетых русалок".

Дом находится в самом центре Петербурга, названного не в честь русского царя, а Святого Петра. Возле Петропавловской крепости, прямо напротив Зимнего дворца через Большую Неву. Возле Ростральных колонн Васильевского острова. Открывается величественный вид на шикарный Дворцовый мост. Здание Адмиралтейства, виден Исаакиевский собор. Центрее не бывает.

***

Так кто же запечатлен на снимке, пафосно озаглавленного мною "Будущие элиты независимого Кыргызстана"? 

Мы об этом мечтали, хотя не верили, что это когда-то может произойти. Причем при нашей жизни. Учились на 4 курсе. Одногодки. Справа налево:

1. Джоомарт Оторбаев, с отличием закончил физфак ЛГУ, труднейший факультет. О нем несколько раз писали в "Ленинградской смене", популярной газете, как о новой надежде советской физики, что он с лихвой оправдал. 

Почитал ссыльного А. Д.Сахарова. Учился на его книгах. Восхищался его гражданским мужеством. Впрочем, не он один. Мы были единомышленниками.

Ещё студентом опубликовал целую научную брошюру, что для студентов было практически невозможно. Затем поступил в аспирантуру ФИАН в Москве, защитил кандидатскую, а в 30 с небольшим докторскую, занявшись новой в науке проблематикой - физикой плазмы. Был избран чл.-корр. НАН КР, работал профессором в Эйндховенском университете в Голландии, а по возвращении занялся политикой и стал премьер-министром Кыргызстана.

2. Джаныбек Адышев отлично и хорошо учился на биофаке МГУ, закончил московскую аспирантуру, блестяще защитился, успел поработать замминистром образования и науки КР, и затем около 20 лет работал исследователем в Японии и профессором Чикагского университета в США. Лауреат нескольких американских престижных научных премий. 

3. Зайнидин Курманов, учился на хорошо и отлично на истфаке ЛГУ, московской аспирантуре, стал доктором исторических наук, профессором и в конце политической карьеры был избран спикером кыргызского парламента. Автор 55 книг и брошюр. Лауреат международных и национальных премий. 

4. Малик Нурбеков, наш фотограф, поэтому не попал в кадр, учился на биофаке МГУ на отлично, остался в Москве, работал биохимиком, стал профессором МГПУ.

***

С точки зрения социальных связей и родословной мы все были коренными фрунзенцами, учились в "центровых школах", считавшихся элитными (вторая и шестая). Джоомарт историческими корнями уходил в Кемин, его жезде Токчоро Джолдошев был наркомом образования Киргизской АССР, известный в свое время политик. Отец Каип Оторбаев — известный ученый-экономгеограф, академик, мать Мария Нанаева — доктор медицинских наук, профессор фармакологии. Но Джоомарт не пошел по стопам родителей, стал физиком.

Впрочем, никто из нас не пошел по стопам родителей, хотя так легче можно было написать диссертацию. Искали свой путь...

Отец Жаныбека Муса Адышев был крупным советским учёным-геологом, Президентом АН Киргизской ССР. Его прямыми предками были знаменитые Алымбек-датка, визирь Кокандского ханства и правительница Алая Курманджан-датка. А мать известная кыргызская поэтесса Тенти Адышева. Отсюда у Джаныбека глубокая любовь к лирической поэзии. Как он прекрасно читает стихи мамы, Пушкина и Есенина...

А отец Малика был известным ученым-юристом, выходцем из Таласа, первым доктором юридических наук, профессором Кубанычбеком Нурбековым, попавшим в застойные годы в жестокую политическую опалу за свои смелые научные взгляды, от которых он так и не отказался, как бы на него не давили партийные органы.

Мой отец Карпек Курманов, жумгальский саяк, тоже был ученым-юристом, порядочно натерпевшимся от преследований за социальное происхождение. Его дед Курман Лепесов являлся крупным манапом, родовым вождём, репрессированным как "враг народа". Но это однако не помешало ему стать в СССР крупным учёным, пионером в изучении проблемы наркотизма как уголовного преступления. Сильной личностью оказался.

Никто из нас не пошел работать в комсомол или партийные органы, чтобы стать политическими функционерами. Мы видели свою перспективу только в науке, которая интернациональна и нужна всем политическим режимам. 

Поэтому жили и учились. Ничто человеческое не было нам чуждо. Мечтали поступить в аспирантуру, куда всегда был очень высок конкурсный отбор.

А политиками стали не из-за кар"ерных соображений, а скорее поневоле. Невозможно было безучастно стоять в стороне, когда страна переживала судьбоносный перелом.

***

А кем же оказались в истории поколение 70-х?

Историки впервые ввели термин «шестидесятники», отсюда все и пошло. Начали искать место каждому поколению. Сначала это относилось к XIX в., преимущественно обозначая ими "народников".

***

В XX в. "шестидесятниками" стали именовать сложившееся во время хрущёвской «оттепели» поколение советских людей, в основном принадлежавших к интеллигенции. Их называли "детьми XX с"езда КПСС", где "впервые партийная практика была подвергнута проверке не с точки зрения интересов "пролетариата“, т.е. партийного руководства, а с точки зрения "общечеловеческой“ морали, что сразу же было подхвачено молодыми общественными деятелями, деятелями науки и культуры".

Основой их мировоззрения стала антиномия между произволом власти и индивидуальной автономией личности.

***

В 1960-70 гг. большая часть этого поколения выступала уже «за умеренные демократические реформы в рамках существующего строя, их идеалом был демократический социализм "с человеческим лицом". Из их числа вышли многие крупные общественные и культурные деятели, журналисты, кинорежиссёры, писатели...

***

На смену оттепели пришел брежневский «застой», приведший к увлечению молодёжи этого времени «достижениями стран Запада», что раскололо её на три части. Одна «часть влиятельных шестидесятников стала переходить на позиции западничества и либерализма (А.Д.Сахаров, Г. Померанц) и почвенничества (А. И. Солженицын, И. Р. Шафаревич), другая - «приняла участие в диссидентском движении», а третья - «эмигрировала из СССР".

Мы, дети "застоя", поколение 70-х к ним и относились - увлекались битлами, носили джинсы, хипповали, читали запрещённую литературу, задавали неудобные вопросы, мечтали о свободе...

Вот такой крутой историко-личностно- культурный замес собрался на одной студенческой питерской фотографии...

На фото: Санкт-Петербург.1977. Петроградская сторона. Мытнинская наб. 5/2.

Будущая элита суверенного Кыргызстана.

Зайнидин Курманов

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

07-12-2024
Об образовании новых наций и народов
177

06-12-2024
Об изворотах отечественной социал-демократии
361

29-11-2024
У него была мечта!
664

29-11-2024
Нужен новый закон... Размышления после выборов
687

25-11-2024
Беречь и уважать свою историю. Размышления после юбилея
2763

19-11-2024
Уроки очередных местных выборов «без выбора»
1189

14-11-2024
Не в бровь, а в глаз!
1184

10-11-2024
Уроки истории. О войнах
671

25-10-2024
Однажды в Астане
1927

14-10-2024
Уроки истории. Национальный вопрос в Туркестане в 20 веке
1649

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×