Доклад на конференции по 80-летию МИД КР 14 марта 2024 года
Кыргызстан — одновременно молодое и древнее государство с многовековой историей. Но ее подлинная история начала писаться только недавно, когда была провозглашена государственная независимость и Кыргызская Республика. А до этого она была полна всевозможными идеологемами, домыслами и фальсификациями. Сейчас у нас идет процесс установления исторической истины.
…
В своем докладе я хотел бы объединить два юбилея, которые отмечает в этом году Кыргызстан:
100-летие образования Кыргызской Автономной области и 80-летие образования МИД КР. Эти даты мне как историку режут слух. Ибо, парадокс, кыргызской государственности в действительности уже больше 2200 лет, а первое упоминание о кыргызах, тоже отмечено в китайских источниках, относится к 10 в. до н.э., т.е. нам почти уже 3000 лет.
Если показать эти даты в сравнении, то древнеегипетское государство возникло в 3120 г. до н.э., китайская цивилизация – в 2500 г. до н.э., в 6 в. до н.э. возникло Афинское государство, давшее всему миру демократию, а в 8 в. до н.э. возник Рим, т.е. мы являемся почти современниками Троянской войны...
Скифы, сарматы, гунны, от которых тюркские народы ведут свое происхождение, просто отдыхают.
…
И как совместить, сопоставить эти даты? Наши 100 и 80 летние юбилеи с этими историческими фактами и датами, основанными на китайских источниках, в достоверности которых не сомнений?
А мероприятие по 2200-летию кыргызской государственности было торжественно проведено в рамках ООН в 2001 г.
…
Объяснить эти расхождения, на мой взгляд, очень просто.
Во-первых, тем, что Кыргызстан несколько десятков лет был колонией Российской империи и частью «красной империи», каковым стал СССР. И история в ней была подчинена коммунистической идеологии.
Во-вторых, История знает немало случаев, когда правители начинали новое летоисчисление с началом своего правления, отрицая весь предшествующий опыт. И этот опыт сохранился у некоторых восточных народов до сих пор.
…
С изменения календаря начинали свою деятельность Гай Юлий Цезарь, христиане, мусульмане, русский император Петр Первый, Наполеон Бонапарт... Новое летоисчисление наступает в Японии, после вступления на престол очередного японского императора. Используется одновременно общепринятый мировой и для своих практик свой национальный календарь.
…
Советская мессианская коммунистическая идеология в этом плане не была оригинальна. Отрицала весь предшествующий опыт развития. Настоящая жизнь и человеческая история ей виделась с победы в России пролетарской революции и началом строительства социализма. Все остальное считалось несущественным и не принципиальным, не важным, хотя исследования усеченного прошлого в стране продолжалось. Но с этого времени появилось много закрытых и запретных тем.
…
История России искусственно была разделена на две части: дореволюционный и советский периоды.
Настоящая жизнь человечества начиналась в советский период. С появлением перспективы построения бесклассового справедливого коммунистического общества, где не было бы государства, эксплуатации человека человеком, бедных и богатых, частной собственности и т.д.
Кыргызы считались вымирающим народом, у которого не было ни своей истории, ни государственности, если бы не победила пролетарская революция. Именно она сохранила кыргызский народ и другие отсталые народы от перспективы исчезновения. Открыла путь к коммунизму.
…
Поэтому партийные идеологи и ученые очень старательно обходили тему наличия у кыргызов своей древней государственности, письменности и культуры.
А государственность и история у древних и средневековых кыргызов была и развивалась в другом виде, чем в земледельческих цивилизациях.
У народов, ведущих кочевой образ жизни, развивалась кочевая государственность, которая была непохожа на европейские и восточные земледельческие культуры. Все было в них устроено и организовано гораздо проще. Приспособлено к скромным условиям кочевого быта.
Не было многочисленной бюрократии, армии, полиции, тюрем, денег, роль законов играли обычаи и традиции, иногда не было своей письменности...
…
Но были главные атрибуты государства – власть, территория и население.
А государства не могли не вести между собой и другими племенами и родами, государствами международные дела. Хотя у них не было традиционных институтов в виде нынешних правительств и министерств, которые появились у многих народов только в 17 в., т.е. 3-4 века тому назад, когда родилась Вестфальская международная система. При которой в Европе начали наконец образовываться первые национальные государства.
…
Не было у кыргызов министерств, посольств, консульств, легатов и нунциев. Но были суверены — цари, князья, императоры, должностные лица – советники, губернаторы, акимы и прочие должностные лица, которые вели внешние дела.
…
Отметим еще раз, кыргызская государственность была кочевая, а не земледельческая и очень отличалась от них. В этом качестве она существовала долгое время. А значит у нас есть свой опыт, традиции, правила, ценности...
Однако, сейчас этого недостаточно для полной гармонии и совершенства. Нужен еще и международный опыт. Чем мы сейчас и заняты, строя современное кыргызское государство и его внешнюю политику.
…
Поэтому 100-летие образования Кыргызской автономной области и 80-летие МИД — это только маленький эпизод в многовековой истории кыргызской государственности, связанный с ее возрождением в советский период своей истории.
У нас не все еще понимают разницу в слове «возрождение» и «образование», «учреждение»... Одно путают с другим. Хотя под возрождением надо понимать повторный процесс. А не начальный...
…
Кыргызские политические элиты и элиты других тюркских народов после буржуазной революции в России 1905-1907 гг. стали создавать свои политические организации, где ставились две похожие цели: возродить на территории Российской империи либо общетюрскую, либо панисламскую государственность в виде «автономий», которая понималась идеологами национально-освободительного движения очень широко.
…
Итого в послефевральский период образовалось на территории Туркестана и Степного края (Казахстан) две Тюркские автономии - Кокандская автономия (конец 1917- начало 1918 гг.) и Автономия «Алаш» (1918-1920 гг.). Обе были подавлены после своего провозглашения советскими войсками. А лидеры впоследствии репрессированы.
…
В 1921-1922 гг. кыргызские политические элиты выдвигают идею создания Кыргызской Горной области в составе Туркреспублики, т.к. они жили разрозненно в 4-х областях ТАССР – Ферганской, Семиреченской, Сыр-Дарьинской и Самаркандской. Причем, вот всех этих областях они являлись национальным меньшинством.
А Ленин предлагал разделить Туркестан на три республики – Узбекистан, Туркменистан и Казахстан. Кыргызам в этом политическом проекте не оказалось места, что и вызвало активизацию деятельности кыргызских политических элит.
…
Учредительный съезд удалось провести в июне 1922 г. в Пишпеке в присутствии 425 делегатов, приехавших провозгласить образование Кыргызской Горной Области. На съезде делегаты предлагали больше — провозгласить Кыргызскую республику. Но проект был заморожен Сталиным на неопределенное время, хотя «Оргкомитет по образованию КГО» формально просуществовал до октября 1924 г., когда Советы официально провозгласили образование Кара-Кыргызской автономной области.
…
Это подвижничество было замечено Кремлем. Создана комиссия, которая дополнительно провела изучение этнической карты региона. И в план национального размежевания были дополнительно включены еще 3 крупных туркестанских этноса: кыргызы, таджики и кара-калпаки…
…
Вот откуда в целом берут начало названные нами пародоксы – 100 и 80-летия. В их основе лежат советская идеология, советское политическое наследие, разные подходы, календари…
Если правильно понимать, то 100 лет тому назад началась работа по возрождению государственности кыргызов, а 80 лет тому назад – возрождаться внешнеполитические функции кыргызского советского государства.
Однако за этими цифрами мы должны всё-таки видеть главное — 2200-летнюю историю кыргызской государственности. Это надо умно и регулярно пропагандировать молодому — древнему государству, чтобы избавиться от идеологических балластов советского времени.
…
Поэтому при праздновании любого этапа кыргызской государственности также надо указывать ее общий исторический стаж. Как это делают наши опытные соседи японцы, корейцы и другие народы.
…
В 1924-1929 гг. кыргызские элиты неоднократно предпринимали попытки превратить советские автономии и республики в подлинные государства. Ими были написаны несколько вариантов конституции. Даже для Кыргызской Автономной области. За ее основу была взято «Положение об Уральской области» РСФСР. Но к нему в преамбуле дописано две статьи, одна из которых гласила, что Областной исполнительный комитет (правительтво) Кыргызской автономной области обладает статусом Центрального Исполнительного Комитета (правительства) союзной республики. В другой статье прописана норма о том, что «облисполком самостоятельно решает вопросы внутренних границ».
…
Из всех стенограмм первого съезда Советов КАО были изъяты материалы обсуждения данного вопроса. Значит очень горячо обсуждали эту проблему.
И здесь необходимо сделать еще одно пояснение.
…
В СССР долгое время юристы не могли разобраться – являются ли советские автономии и республики государствами. Юридическая школа дореволюционной России была разгромлена Советской властью. Расформированы и ликвидированы юридические факультеты вузов. А вместо них созданы краткосрочные марксистские и юридические курсы, которые обучали новое поколение не науке права, а «революционному сознанию». Поэтому вопрос этот в 30-е и последующие годы так и не был решен.
…
В заключение.
В истории кыргызов есть несколько опорных, ключевых точек, когда на разных этапах истории возникла или возникала наша государственность.
…
Первое упоминание о государстве кыргызов относится к 201 г. до нашей эры. В китайских источниках, записках древнекитайского дипломата и путешественника Сыма Цзяня есть информация о том, что в Сибири (Алтае, Енисее, возле оз. Кыргыз - Нур) существовало владение Гегунь, что в китайской транскрипции означает «кыргыз».
…
Вторая дата - 7-13 вв. (некоторые учёные-историки доводят ее до 17 в., а другие считают, что кыргызская государственность носила «непрерывный характер»), существование кыргызской супердержавы — Кыргызского каганата и после ее распада отдельных кыргызских княжеств в Сибири. Одно из них называлось Туба.
…
Третья дата - 1842-1852 гг., время существования самопровозглашенного Кыргызского ханства на территории современного Ала-Тоо, основанного Ормоном Ниязбековым, верховным вождем чуйских сарыбагышей.
Оно прекратило свое существование после гибели Ормон-хана в междуусобной борьбе.
…
Четвертая дата - 1918-1920 гг , когда представители туркестанской интеллигенции боролись за создание (восстановление) тюркской государственности, получивших название «Кокандской автономии» и «автономии Алаш», а также когда туркестанские коммунисты (Т.Рыскулов и др.) боролись за создание «Тюркской республики».
…
Пятая точка опоры 1921-1924 гг., когда представителями национальной кыргызской интеллигенции удалось «возродить» кыргызскую государственность в виде Кыргызской Горной области, а затем Кыргызской автономной области.
В процессе развития советского строя эта автономия в 1926 г. обрела статус автономной, а в 1936 г. - союзной республики СССР.
Это был очень важный подготовительный этап для возрождения кыргызской независимой государственности, когда были созданы все необходимые основы для развития суверенного государства – кадры, госаппарат, законодательство, экономика, культура, наука, образование, социальная сфера…
Как будто «в воду глядели», ибо в августе 1991 года Советский Союз рухнет и распадётся на независимые республики, в том числе и по этой причине, отсутствия свободы и самостоятельности советских республик от имперского Центра.
…
В годы перестройки и начала демократических реформ в 1990 г. Кыргызстан восстановил свой суверенитет, а в 1991 г. провозгласил свою государственную независимость.