Этот вопрос особенно важен, когда человечество живет в период динамичных изменений и неясного будущего. Это время также иногда называют хрупким (англ.fragile), нестабильным, трудно прогнозируемым, туманным.
Мы живем в эпоху постмодерна, во времена перемен, а значит нестабильности, локальных войн, роста насилия, радикализма, терроризма, проблем в экономике, духовной деградации, социальной несправедливости.
И это список страновых, региональных и глобальных угроз постоянно растет, появляются новые как из «ящика Пандоры»: (пандемия корона вируса, мировой энергетический кризис, истощение природных ресурсов, опасность ядерной мировой войны, нарастающие катаклизмы - землетрясения, потопы, засухи, цунами и т п).
Мир изменяется не в лучшую сторону и как некогда стоит близко к третьей мировой войне. И как пишет современный философ и мыслитель Зияуддин Сардар в книге «Постпривычное время»: (Нет ничего определенного, абсолютно гарантированного и совершенно безопасного. Нет ничего определенного, абсолютно гарантированного и совершенно безопасного. Добро пожаловать в постпривычное время! Espiritu del tiempo (лат. дух времени).
И здесь возникают вопросы: как нам смотреть на это «неясное» будущее? И нужно ли его планировать и проецировать?
Ведь у каждого человека есть свои надежды, так и страхи будущего. И эти страхи, и надежды как бы балансируют (отражаясь одно от другого) внутри нас с вами. Каждый день смотря новости, люди ищут глазами негативную информацию, чтобы получить дозу «страхов» и усилить свой пессимизм наступающего «завтра». Мы начинаем привыкать жить на этом фоне, формируя негативное и проецируя его на будущее, то есть на наше «сегодня».
И если честно, то вопрос пересмотра мышления стоит очень остро в основном в наших обществах. Где постоянное обращение к прошлому, его идеализация, стремление возродить образы прошлого, к сожалению, стало отличительной чертой мировоззрения. И возможно все это влияет на разработчиков разных «кабинетных» идеологий, которые как правило обращены в прошлое и часто мифологизированы и архаичны. Конечно, нет ничего плохого в том, что наследие должно сохраняться, так как история играет важную роль в формировании мировоззрения новых поколений. Однако только прославление прошлого, без глубокого анализа, осмысления и выводов с учетом современных «трендов», новых вызовов, и реалий жизни, не достигает тех возможностей (пользы), которые заключены в нашем наследии, потенциалах.
Иногда даже складывается впечатление, что, некоторая часть общества стремиться вернуться в прошлое (создавая в голове идеалистическую картинку славных времен истории), в то время как весь мир стремится в будущее и планирует картину завтрашнего мира, без нашего участия.
И если мы не думаем о нашем собственном будущем, не формируем его, то за нас это сделают другие. Нашим страхом будущего (завтра), возможно, манипулируют, управляют другие. Ведь это уже происходит. Наше мышление путем мягкой силы захватывают чужие ценности, модели. И мы как бы проживаем в чужих стратегических проектах, как например Большой Ближний Восток, Большая Центральная Азия и т.п, где целым регионам, странам, обществам отведена определённая роль и место в формирующемся новом мировом порядке XXI века.
Тот, кто умеет планировать свое «завтра», имея свое видение (картинку) будущего, или то, что модно сейчас называть «dream» (мечтой), закладывает конкретные цели и движение к будущему. Ведь сегодняшний день, это и есть то наступившее завтра, которое уже наступило вчера. Поэтому между будущим-настоящим-прошедшим, есть взаимозависимая связь, и человек закладывает основы своего «завтра» уже сейчас и сегодня.
Это касается и современное государство, которое моделируя завтра, объединяет свой народ на единой цели к будущему и даже переносит свои ценности за пределы своего общества. Например, «американская», «китайская» мечта, где есть перспективное видение картинки будущего нации, государства, цивилизации, их места и роль в новом глобальном мире (определения целей, стимулов и мотиваций к движению вперед). По сути, это и есть формирование больших смыслов, новых стратагем и планирование с учетом изменяющегося, нестабильного мира.
Сегодня многие семьи, особенно молодежь сталкивается с кризисом интеллектуальности, духовности, новыми возникающими проблемами в сфере современных технологий, культурных ценностей, социума, политики, экономики или религии, и находиться в поисках ответов, новых нарративов и взглядов. И поиски часто идут в интернет-паутине, где есть чужие модели, картинки или ценности, построенные больше на материальных вещах или потреблении, которые мы принимаем как свою мечту «dream» будущего.
И одной из возможностей изменить наше мышление, выведя его из-под влияния косности или чисто материалистического влияния, является формирование своего будущего с учетом наших духовных, культурных ценностей, прогресса, новых «трендов», а не обращённого в прошлое. Тем более наша страна обладает всеми компонентами для проецирования «кыргызской» мечты: прекрасной природой, водными ресурсами, людским потенциалом, нематериальными ценностями. Все эти компоненты сейчас разбросаны и их важно собрать, глубоко осмыслить и скорректировать для формирования смыслов, определения целей и места страны в новом глобальном мире.
Поскольку именно будущее предоставляет широкие возможности действовать без постоянной оглядки на прошлое, включая пораженческое мышление, пессимизм, невежество, вбитый стереотип о превосходстве одних цивилизаций, культур, наций над другими. Будущее — это как бы белый лист бумаги, оставленный для нас.
Чтобы исправлять свои ошибки нужно научиться видеть процессы с разных сторон, развивать перспективное мышление у молодежи, сравнивать историю и к какому будущему мы движемся. То есть осознавать, что мы должны предпринимать сейчас, в настоящем, чтобы правильно сформировать лучшее будущее, к которому мы стремимся.
Так как не все сегодня понимают, куда идет мир (и куда идем мы), и к чему мы должны стремиться (наши главные цели, подцели, задачи) на долгую перспективу. А эту перспективу должно также формировать государство в обществе, интеллектуалы, философы, мыслители. В противном случае нас ждет интеллектуальное рабство в чужих мегапроектах уже завтрашнего дня.