Перед новым годом был выпущен указ президента, который значительно изменяет границы нашей столицы, включая в её состав ряд населённых пунктов Чуйской области. Согласно анализу ООН, к 2050 году 7 человек из 10 будут жить в городах, и значительный прирост внутренней миграции из деревень и регионов в столицы, такие как Бишкек и Ош, является требованием времени.
Но, к сожалению, c депутатами БГК не сочли нужным заранее подробно обсудить стратегию роста города, включая будущий бюджет города. Кажется, что и с аппаратом мэрии тоже не было обсуждения. Указ об административно-территориальной реформе был неожиданным как буквально снег на голову. Более того, как уже заявляли депутаты Жогорку Кенеша, реформа АТР проходит без утверждения со стороны парламента, что также вызывает вопросы.
Напомню, что три недели назад мэр заявил о сумме в 32 млрд сомов как о новой цифре утверждённого бюджета, однако ситуация по сей день остаётся неопределённой.
В 2023 году, за год до утроения территории Бишкека, бюджет города составлял 22,6 млрд сомов. В постановлении мэрии «Об утверждении бюджета города Бишкек на 2024 год и прогноз на 2025-2026 годы» фигурирует сумма в 25 млрд сомов за 2024 год, и прогноз в 19,9 млрд сомов на 2025 год и 20,5 млрд на 2026 год. Причём увеличенная сумма за 2024 год объясняется продажей несельскохозяйственных земель под бывшим ипподромом «Ак-Кула». В этом ключе актуальны и слова спикера БГК на прошедшей сессии о необходимости поддержки новых территорий города путем новых подразделений типа ОГУКС (Общественно-государственное управление капитального строительства), про «чайную ложку» в бюджете города и то, что «средств которые ранее использовали в старых границах не будет хватать».
Обидно в этом случае больше всего за муниципалитет, ведь его зону ответственности увеличили в три раза, но при этом бюджеты в следующих годах — 2025 и 2026 — и вовсе сократятся даже по сравнению с прошлым годом.
Ожидалось, что вместе с увеличением бюджет города Бишкек вырастет хотя бы на 50% и что Бишкеку повысят процент расщепления от налоговых доходов, однако ситуация оказалась другой. Бишкеку остается всего около 15% от собранных в городе налогов, хотя в других городах СНГ этот процент в разы выше: например, в Астане - 30-35%, Сочи - 35%, Москве - 45%.
Беспокоит больше всего ситуация, что после трёхкратного увеличения бюджета, Бишкек остаётся крайне зависим от трансфертов из государственного бюджета. При этом не стоит забывать и о том, что троекратное увеличение площади города увеличит нагрузку на все муниципальные структуры (об этом уже заявляют жители, ставя пример ситуации «перегруза» в Тазалык).
Возмущение вызывает и то, что даже с прежним бюджетом, примерно 20% от него ( 5 млрд сомов) уйдет на строительство канатной дороги ( с пропускной способностью одной автобусной линии) в Бишкеке, о спорности которой писали городские урбанисты и наша фракция, но мэрия от идеи так и не отказалась. Другая важная деталь — это то, что депутаты Бишкека полностью теряют своё право как-либо влиять на формирование бюджета города, и теперь город вступает по сути в фазу практически импотентного городского самоуправления.
И я думаю, что это вовсе не то, за что голосовали жители присоединяемых к Бишкеку населённых пунктов, ведь с присоединением к Бишкеку они не только растворятся в городе и потеряют часть своего представительного права в виде потери своих депутатов в айыльных кенешах, но и то, что общая судьба недофинансирования города частично ляжет и на их плечи.