В парламенте кажется на днях отчитывался институт омбудсмена, который за прошедшие десятилетия превращен в абсолютно бесполезный и бессмысленный орган, первоначально призванный стоять на защите прав и свобод людей в нашей стране.
…
Посмотрел репортаж с сессии ЖК и совсем взгрустнул. Закон был принят в бытность мою депутатом ЖК. И я помню, какие большие надежды мы возлагали на этот институт.
Сейчас бюджет вырос до 134 млн сомов, когда создавали, было около 20 млн. Сотрудников было около двух десятков, сейчас уже стало за 130. Омбудсмену даже дали статус, равный спикеру ЖК. Но это не видно в их деятельности. Потому что один из важных принципов, на котором стоит институт, это личность омбудсмена. Это должен был быть уважаемый и авторитетный лидер, которого послушает и народ, и министр, и президент. Он не обязательно должен был быть юристом.
…
Замечательным омбудсменом у нас мог бы быть человек масштаба Ишенбая Абдразаковича Абдразакова. Гуманиста, человека высочайшей внутренней культуры, тонкого дипломата, авторитетного в стране и за рубежом общественного деятеля…
…
У нас политики и юристы с тех пор, а прошло уже больше 20 лет, так и не поняли, что это за специфический институт, рождённый в условиях скандинавской демократии, его место и роль в политическом процессе. Что он не должен подменять собой прокуратуру или следствие, а орган, который мониторит ситуацию с правами человека, рекомендует поправки в законы через депутатов, президента, правительство, регулярно в своем докладе отмечает органы и руководителей, которые злостно нарушают права человека и рекомендует президенту и парламенту снимать их с должностей и привлекать к ответственности всех правонарушителей.
…
Омбудсмен — это посредник между народом и властью. Это трибун народа. Был такой мощный институт в Римской республике, который избирался из бедноты и мог отменить решение Сената, где, как правило, заседали римские богатеи. Но в конце концов они тоже его добили. Из выдающихся трибунов, которые изменили историю, отметил бы братьев Гая и Тиберия Гракхов, погибших за интересы простого народа.
…
Парламент — это тоже институт, который возник как посредник между шведским королем и народом. Поэтому омбудсмен тесно должен работать с парламентом, через него проводить свои законодательные и политические инициативы. Сейчас институт не работает как надо. Превращена в частную лавочку, пытающуюся стать альтернативным адвокатом, судом, милицией и прокуратурой в одном лице. Но не может помочь населению… Потому что неправильно организован функционал института…
…
К сожалению, все эти 20 с лишним лет реформировать институт не получается.
Во главе его должен быть не прокурор, не милиционер, не чекист, а адвокат. Защитник с большим сердцем, который любит людей, и будет защищать людей не по должностным обязанностям, а по призванию и своей сущностной природе.