Почему интерес к одним историческим личностям быстро пропадает, а к другим нет?! Ученые выяснили, что больше всего в мире, после Библии, издается книг об Александре Македонском. Настолько он был яркой, интересной и противоречивой личностью, что интерес к нему не затухает вот уже почти 2300 лет. Его называют: то великим полководцем, то тираном, то выдающимся творцом, то гениальным политиком, то восхитительным героем… И нет конца спорам об этой легендарной личности.
ххххххх
В годы перестройки впервые в СССР и советском Кыргызстане начали создаваться и издаваться рукотворные, а не шаблонные как в годы советской диктатуры, исторические портреты и очерки о репрессированных в сталинскую эпоху личностях, многие из которых были оболганы и оклеветаны советской пропагандой и идеологией как «враги народа». А остальные затерялись в коридорах безвестности, т.к. советскую историю мало интересовали «винтики» и «шурупы». Поэтому многочисленные публикации о неизвестных страницах исторического прошлого производили эффект разорвавшейся бомбы и показывали "идеологически девственной" советской общественности, что в 20-30 годы ХХ века в нашей стране жили и творили не только большевистские вожди, но и множество других способных и талантливых политиков, государственных и общественных деятелей, ученых, писателей, представителей разных профессий, люди интереснейшей судьбы и редких дарований.
В наши дни политическая портретистика, как одно из направлений исторической науки, уже давно отошла от советских канонов изображать советских героев как памятники, лишенные чувств и эмоций.
Теперь мы знаем о них больше, чем это было разрешено официальной идеологией и советской цензурой. И перед нами оживают замечательные образы людей, которые бы могли украсить нашу национальную историю без какой-либо героической или трудовой патетики.
ххххххх
Личность Иманалы Айдарбекова именно такая. И выбор на него как на первого руководителя Советского Кыргызстана не пал случайно, а был вполне закономерен. Ибо за его спиной были долгие годы обучения в престижных в то время учебных заведениях Пишпека и Ташкента, опыт работы на административной работе, где он овладел навыками управления людьми в новых исторических условиях. Таких людей в Кыргызстане в то время были единицы, на вес золота.
В большевистской партии, пришедшей к власти, многие члены партии умели только митинговать или клеить листовки, а не управлять массами, политикой, социально-экономическими и культурно-духовными изменениями.
После их прихода к власти катастрофически стало не хватать людей, способных управлять обществом, происходящими переменами. Поэтому первым делом вождь пролетариата и социалистической революции В.И.Ленин поставил задачу, привлечь на сторону советской власти «буржуазных специалистов», которые должны были предотвратить управленческий хаос и вернуть управляемость страной. Вывести пролетарское государство на путь революционного развития.
ххххххх
Великая русская революция начала ХХ века мощнейшим образом потрясла, изменила весь мир, людей всей планеты, войдя в число величайших социальных революций, которые когда-либо знало человечество – английской, французской и американской... К ним в конце 20 в. прибавились еще великая китайская и иранская исламская революции, внесшие огромное разнообразие в революционный процесс и понимание политики.
Конец ХIХ – начало ХХ веков человечество переживало бурные социальные процессы, связанные с развитием капитализма вглубь и вширь, углублением противоречий между трудом и капиталом, городом и селом, усилением колониального гнета, падением нравственности и морали, что приводило лучшие умы к поиску путей выхода из грядущего апокалиптического кризиса. Одна из самых сильных и вдохновляющих идей наступившей эпохи виделась в марксистском научном социализме, развитой и дополненной многочисленными теоретиками и овладевшей умами миллионных масс, жаждавших свободы, справедливости и развития.
Среди них были и передовые жители Туркестана – последнего колониального приобретения царской России в 19 в. И эти усилия, борьба, мечта миллионов дали невиданный здесь прежде мультипликативный эффект, родивший новые пассионарные личности, силы и ожидания.
ххххххх
С их появлением и связано рождение феномена Иманалы Айдарбекова – великого сына кыргызского народа и выдающегося политика новой общественной формации и культуры.
С новой революционной эпохой и энергией масс связано появление и активное участие в политической жизни аграрной страны великолепной плеяды единомышленников и соратников, вдохновленных революцией на массовый гражданский подвиг величайшей нравственной силы. Революционные события дали огромный импульс, надежду, толчок росту массового общественного самосознания.
На этом этапе революционного развития на политическом Олимпе оказался талантливый союз национальных политиков, занятых проблемами государственного и национального возрождения, социальным, культурным, экономическим и демократическим обустройством страны и народа. Первыми среди этой талантливой плеяды были Абдыкерим Сыдыков, Ишеналы Арабаев, Иманалы Айдарбеков, Юсуп Абдрахманов, а также другие известные граждане и политики, ставшие нашими первыми учителями, наставниками, строителями нового общества.
хххххххх
Это были бессеребренники, лишенные материальных интересов, романтики, люди идей, новаторы и реформаторы, мечтавшие изменить жизнь своего народа, вернуть ему утраченное достоинство, свободу и надежды.
Они не были похожи на своих героических предшественников, многие из которых были видными полководцами, воинами, батырами, манапами, биями, акынами, мудрецами, родовыми и племенными вождями.
Это были первые гражданские лидеры, объединенные общими идеями и замыслами, а не зараженные как предшествующие поколения землячеством и трайбализмом. Они были членами политических партий, государственные служащие, общественные деятели, студенты и учащиеся российских гимназий и школ, техникумов, вузов, прошедшие школу народно-демократических идей – от мусульманских реформаторов - джадидов, пантюркистов и панисламистов до либералов, социалистов и марксистов.
Это был ответ, реакция на те глубокие перемены, которые происходили в обществе и адекватная реакция на них. Так как в это время в обществе активно шел процесс формирования новых общественных отношений и политиков, призванных решать эти проблемы.
Шел процесс формирования гражданского самосознания, гражданских и товарищеских отношений между людьми, между личностями и государством.
ххххххх
Европейские буржуазные революции ликвидировали разницу в правовом положении подданных, превратив их из представителей разных сословий – дворянства, купечества и крестьянства в граждан, равных друг с другом и перед законом граждан.
Обращение «гражданин», т.е. человек, наделенный ответственностью, заменило такие обращения, как граф, барон, маркиз, князь...
А Октябрьская революция пошла еще дальше, введя в политический оборот новое обращение – «товарищ». Это был термин, означающий еще и друга, союзника или коллегу. Товарищеские отношения, по мнению теоретиков марксизма, создававших новый тип человека и человеческих отношений, стояли еще выше, чем «гражданин» и означало духовное и идейное родство между разными людьми, классами и сословиями. Подчеркивали общность их целей, задач, ценностей. Товарищ - человек, действующий, работающий вместе с кем-нибудь, помогающий ему, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием, общими условиями жизни и потому близкий ему.
Очень активной разработкой теории товарищеских отношений занимался социалист А.Богданов.
ххххххх
В 1802-1917 гг. в Российской империи слово употреблялось в наименованиях официальных званий и должностей в различных ведомствах в значении заместитель, помощник, например товарищ министра, товарищ прокурора, товарищ председателя и т.д. С начала XX века стало постепенно применяться, как обращение. В СССР и в других социалистических государствах это обращение стало общепринятым среди граждан. Ныне слово «товарищ» при обращении к людям практически не употребляется. Оно является уставным обращением лишь в постсоветских вооружённых силах, в ряде левых и коммунистических организаций.
Но несовершенство новых отношений состоит в том, что термин «гражданин» означал свободного и ответственного человека, а термин «товарищ», как бы лишал гражданина этой свободы и ответственности, заменял ее «всеобщей круговой порукой», сложившейся в это время.
хххххххх
Граждане и товарищи и внешне выглядели по-другому, в отличие от своих политических предшественников – аристократии, батыров, народных вождей и героев.
Одевались в европейские одежды, начинали каждое утро с чтения газет и журналов, засиживались в библиотеках за изучением работ французских энциклопедистов, английских экономистов и германских материалистов. Конспектировали их труды, писали друг другу письма, где обсуждали злободневные политические и социальные вопросы. Были мыслями и поступками устремлены в будущее. Писали политические воззвания, манифесты, программы и конституции. Участвовали в выборах и собраниях. Создавали партии и общественные организации. Требовали реформ и вынашивали планы великих общественных преобразований и строительства федеративного демократического государства.
ххххххх
Однако их время быстро прошло, так всерьез и не начавшись. Февраль 1917 года неожиданно для многих сменился Октябрем 1917 года. Ведь многие революционеры и политики, в т.ч. и большевики, в то время думали, что русская революция пойдет либо по пути английской революции, в ходе которой состоялся консенсус между революционерами и аристократами, и установлен режим конституционной монархии. Либо по пути французской революции и Россия будет провозглашена либо унитарной, либо федеративной республикой. А ведь все пошло по другому пути. Буржуазная революция перманентно перетекла в социалистическое русло и установлена жесткая большевистская диктатура, отнявшая у российского народа ее политические права и свободы... А сколько еще можно было сделать нового и полезного?
ххххххх
Говорят «масштаб личности равен масштабу его возможностей». Это совершенно верное замечание.
В том,что Иманалы Айдарбеков осенью 1924 г. возглавил Кара-Кыргызскую автономную область РСФСР, стал председателем Ревкома ККАО не было никакой интриги или случайности. Товарищи и единомышленники серьезно подходили к своему выбору и готовились к любому исходу.
Образование группы прогрессивно мыслящей кыргызской интеллигенции был закономерным процессом. В новых исторических и революционных условиях, когда судьба Российской империи была предрешена, в кыргызском традиционном обществе рождался новый мыслящий и ответственный политический класс, думающий о будущем своего народа и его дальнейшей судьбе, взявший инициативу и ответственность в собственные руки.
Это была группа единомышленников, вышедшая из одной социальной среды, воспитанные на основе традиционного и европейского образования, общих ценностей, являвшиеся охранниками и носителями национальной культуры и идентичности, имевшие за спиной значительный опыт дореволюционной политической и государственной деятельности.
На пути к возрождения государственности их ожидали большие тернии, угрозы, риски и вызовы. Достижение цели было очень трудным делом, требующим нечеловеческих усилий. Ведь, если бы бенефициар не был достаточно мотивирован, трудно было бы добиться от него нужных решений.
ххххххх
Иманалы Айдарбеков по своему возрасту был старше многих своих кыргызских товарищей по партии «Алаш» и левых эсеров. Этот фактор ни в коем случае нельзя игнорировать при анализе кыргызской политики в прошлом и сейчас. Был лидером левоэсеровской фракции в Пишпекском уезде, неоднократно избирался в Пишпекский совет и затем был избран его председателем. Его имя было всегда на устах политической элиты того времени, так и рядовых граждан. Он был очень заметен в политической жизни и многие люди с его именем связывали свои надежды на будущее.
ххххххх
Пишпекский уезд в Туркестане был самым центральным, ключевым, системообразующим для кыргызского народа, как сказали бы ученые сейчас. Не случайно, что Пишпек стал эпицентром процесса возрождения кыргызской государственности в 20-30 гг. И Иманалы Айдарбеков, как председатель Пишпекского Совдепа, политический тяжеловес, известный и авторитетный деятель, сыграл большую роль в этом процессе, создав для реализации этого политического проекта все необходимые условия.
4 июня в Пишпеке в присутствии 425 делегатов начал работу Учредительный съезд Советов, который должен был провозгласить образование Кара-Кыргызской Горной области (ККГО) в составе Туркестанской республики РСФСР. Но проект после жалобы противников «выделения ККГО», был «заморожен» и «тихой сапой» отложен до начала национально-государственного размежевания Средней Азии в 1924 г.
Инициаторы проекта А.Сыдыков, занимавший должность председателя Семиреченского облисполкома Советов и председателя Оргкомитета по созданию ККГО и ответственный работник И.Арабаев были «командированы» на работу в Ташкент. Так в то время называлась «политическая ссылка», куда их отправили. Когда партаппарат и ОГПУ наберутся нужной силы и опыта, с оппозиционными политиками и мнениями они начнут разговаривать в другом тоне. Но это предстояло пока в будущем. Умные люди понимали эту реальность, что в дальнейшем будут «гайки завинчиваться» и подстраховываясь, берегли друг друга.
Сыдыков в этой истории сначала виделся как будущий лидер, председатель ККГО. Для этого у него были все необходимые качества, признаки и предпосылки. Хорошее образование, большой авторитет в политических кругах и массах, опыт работы, прекрасное знание русского языка, великолепный организатор. Такими же качествами в группе обладал И.Айдарбеков. Юсуп Абдрахманов был еще очень молод, а И.Арабаев, имевший высшее религиозное образование, выступал больше идеологом, ученым, просветителем, чем управленцем.
Поэтому после перевода А.Сыдыкова с должности председателя Семиреченского облисполкома на должность заместителя наркома внутренних дел ТАССР, а затем руководителя главка по сельскому хозяйству Наркомзема ТАССР, И.Айдарбеков занял в 1922 г. кресло председателя Семиреченского облисполкома, откуда он и был назначен в 1924 г. председателем Ревкома ККАО.
хххххххх
У А.Сыдыкова после его многочисленных партийных взысканий и проверок на лояльность практически не было никаких шансов. Партия большевиков готовилась к новой кадровой революции, смещению с ключевых постов выходцев из чуждых социальных слоев и классов и замене их выпускниками краткосрочных марксистских курсов и рабочих факультетов, воспитанных в ленинско-сталинском духе.
НЭП близился к концу и большевики больше не нуждались в услугах «буржуазных специалистов», которые частично эмигрировали за границу или перешли на работу в систему науки или образования.
ххххххх
С уходом из политики ветеранов демократического движения в Кыргызстане стала восходить звезда молодых национальных кадров – Ю.Абдрахманова, Т.Джолдошева, Э.Эсенаманова, Т.Айтматова, К.Шорукова и других выпускников марксистских курсов, не знакомых с народно-демократической политической практикой.
Их трудно, за некоторым исключением (Ю.Абдрахманов, О.Тынаев), назвать правопреемниками и единомышленниками, слишком уж были разные школы и взгляды.
Признанным лидером новых кадров стал Юсуп Абрахманов, соратник первой плеяды кыргызских реформаторов и революционеров. Это они начали вместе создавать и строить по кирпичику современное кыргызское государство.
В трагические 30-е годы и первое, и второе поколение революционеров почти одновременно уйдут из жизни, став жертвами массовых политических репрессий. Потому, что без этого невозможно было построить социализм в аграрной стране.
хххххххх
Традиция называть основателей государства своими «отцами» восходит к глубокой древности. Юсуп Абдрахманов тоже один из великих отцов-основателей Кыргызской Республики. Древние мифы, легенды и сказания утверждали, что дело создания государств было сакральным, результатом божественного промысла и деятельности. Но люди опровергли такие утверждения. Государства, оказывается, могут создаваться и великими личностями. Личные заслуги А.Сыдыкова, И Арабаева, И. Айдарбекова в возрождении кыргызской национальной государственности в виде Кара-Кыргызской Горной области, а затем Кара-Кыргызской АО, заслуги Ю.Абдрахманова в преобразовании Киргизской АССР в Киргизскую ССР сейчас неоспоримы и даже больше — неотделимы. Эту нетленную связь между поколениями надо чувствовать и понимать...
ххххххх
С 1927 по 1933 годы Юсуп возглавлял правительство Киргизской АССР, денно и нощно работал, чтобы сказку превратить в быль… Архивы Республики изобилуют его многочисленными записками, распоряжениями, замечаниями, предложениями, проектами, рукописями докладов и научных трудов, которые он писал сам своим красивым размашистым каллиграфическим почерком. Да так мощно, захватывающе и интересно, что невольно напрашивается сравнение. «Юсуп - «Человек-правительство»! Взял страну с примитивной аграрно-сырьевой экономикой, а через 12 лет оставил ее аграрно-индустриальной республикой. При нем начались разительные перемены в экономике, социальной и культурной сфере, в бытовой жизни граждан. Впервые появились современные здания, дороги, школы, вузы, музеи, библиотеки, парки, фонтаны, тротуары, стадионы, газеты, радио и телефон, стал ходить общественный транспорт - автобусы. Появился современный город и общественная жизнь. Люди стали жить в отдельных квартирах со всеми удобствами...
В стране круглосуточно крутились колеса и стучали молоты… Строились поселки городского типа, фабрики и заводы, колхозы и совхозы...
хххххххх
31 августа 1991 г. Кыргызстан обрел свою государственную независимость, приняв «Декларацию о независимости», а в 1993 г. новую Конституцию суверенного государства.
Но, к сожалению, за предшествующие годы самостоятельного развития Кыргызстан в силу разных причин и плохого управления утратил многое из положительного в своем опыте. Экономика снова обрела аграрно-сырьевой облик.
Конституция менялась 11 раз. В стране произошло 5 конституционных и государственных переворотов. Уходящий авторитарный режим сопротивляется, не сдается, перевоплощаясь то в "плутократию", то в "охлократию". В условиях демократизации и первичного накопления капитала, новые идеи никак не могут перебороть жажду личного обогащения.
А постсоветская элита так и не почувствовала, не ощутила энергию нового революционного прилива и не прониклась полностью идеалами свободы и народовластия. Снова обюрократилась, стала рассадником нравственного разложения, преступности и коррупции. В итоге между народом и правящим классом образовалась огромная пропасть, которой априори не должно быть. А кыргызская революционная идея о справедливости и свободе ещё пока не достигла своей окончательной цели.
Тем не менее, есть надежда, что, пока кыргызская земля рождает такие таланты, как Юсуп Абдрахманов, эти временные трудности, связанные со становлением молодого государства и новых общественных отношений, будут успешно преодолены и Кыргызстан все же выйдет на путь устойчивого демократического развития.
ххххххх
На протяжении многих лет историкам пока не удается поднять роль и место партии «Алаш» в процессах национального возрождения кыргызов и обретения ими современной государственности в виде административной, автономной области, автономной, союзной и независимой республики. Роль А.Сыдыкова, И.Айдарбекова, И.Арабаева в этом процессе как отцов-основателей признается, но не придается внимание, значение тому факту, что они были активными членами партии «Алаш» и боролись сначала за возрождение тюркской государственности, какой стала самопровозглашенная “Автономия Алаш» (1918-1920 гг.).
Из-за трайбализма то тут, то там возникают ненаучные споры, кто главнее из всех главных – молодой Юсуп Абдрахманов или его учитель Абдыкерим Сыдыков, первый глава кыргызской автономии Иманалы Айдарбеков (1924-1925 гг.) или просветитель и отец кыргызской интеллигенции молдоке Ишеналы Арабаев, хотя все они делали общее дело, не делясь на рода и племена, боролись и возрождали древнюю кыргызскую государственность и отдали свои жизни за это.