Добавить свою статью
14 Июня 2024
Уроки истории. О репрессиях и гражданственности

Вчера на защите дипломных работ студентов-бакалавриата КГУ им. И. Арабаева преподаватели и студенты задумались?

Тема политических репрессий, кажется, сходит на нет. На огромном пространстве Советского Союза от Бреста до Хабаровска и от Таймыра до Кушки в 20-50-е годы они унесли миллионы человеческих жизней, проводимые по одним лекалам и правилам.

Но вот вопрос? А что, репрессии не имели у разных народов и странах своих особенностей? Везде шли отчаянно и ожесточенно, как в классово-развитых  обществах, где людей удалось настроить друг против друга, называя одних «эксплуататорами», а других «угнетёнными».  

В Кыргызстане число репрессированных в общей сложности было невелико — примерно 20 тыс. на 1 млн населения. Из которых кыргызы составляли около 700 тыс.

Статистика репрессий по областям Кыргызстана показывает, что лидерство с большим отрывом принадлежало русским, потом  кыргызам, третьими были украинцы. Остальные народы — казахи, татары, евреи и другие имели незначительные потери, если можно об этом так говорить. И это при том, что карательные органы были в основном укомплектованы работниками русской и еврейской национальностей. Кыргызы и нацмены там были большой редкостью.

На мой взгляд, мягкость политических репрессий в Кыргызстане можно объяснить патриархальным состоянием общества, в котором большую роль играют традиции и обычаи, родственные, а не классовые  отношения.

Кыргызы, жившие в условиях кочевой демократии и с ханами, не обладавшими абсолютной властью, никогда не знали собственных традиций политического террора, жестоких пыток и наказаний, характерных для восточных деспотий и диктаторских режимов. И были таким образом ближе к пониманию гуманизма и проявлению гражданственности, где каждый общинник чувствовал себя свободным человеком, личностью, умеющим сопереживать и сострадать ближним и далёким людям... Со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. 

Фото 1949-1952 годов: сотрудников республиканской прокуратуры Киргизской ССР. Всего 7 нацменов, из них лишь трое в прокурорской форме. Среди них мой отец — прокурор К. Ш.Курманов, предпоследний ряд, первый справа.

Зайнидин Курманов

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

17-04-2025
О значении одного термина

16-04-2025
Пришла очередь дебюрократизации системы

15-04-2025
Неизвестный Абдыкадыр Орозбеков

07-04-2025
Вспоминая Нарына Айыпа

02-04-2025
Что происходит сегодня в мире?

31-03-2025
Однажды в Калмыкии

25-03-2025
Малоизвестные страницы кыргызской новейшей истории

11-03-2025
Уроки истории. Потомок

07-03-2025
Историческое фото представителей семиреченских политических и духовных организаций, джадидов

06-03-2025
По следам одной фотографии

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×