Быстро меняются только технологии, но сознание меняется медленно. Эти слова снова вспомнил во время государственных экзаменов, когда выпускники одного известного университета, которые никогда не видели Советского Союза, наперебой бездумно шпарили о враждебной деятельности в Кыргызстане бай-манапов и прочих врагов советской власти, что мне стало как-то не по себе.
…
Однако преподаватели по истории Кыргызстана молча слушали эту белиберду. Либо привыкли, либо сами учили этому, либо устали бороться с косностью и консерватизмом современных кыргызских учебников, которые с советских времён мало в чем изменились. Остаются по духу советскими, хотя на улице уже 30 с лишним лет дуют другие политические ветры.
…
Дуют, но никак не могут задуть по-настоящему. Ограничиваемся, как правило, неторопливыми полумерами, полуреформами… Один шаг вперёд, два шага назад. Не верим в демократию, но любим рыночную экономику, особенно деньги. Все время пытаемся отделить одно от другого при молчаливом и равнодушном согласии толпы.
…
Пришлось время от времени вмешиваться, задавая студентам неожиданные вопросы, которые ставили их в тупик.
Если «бай-манапы», хотя это разные слои общества, мешали жить нормальным людям, то кто были они?
Кем были отцы-основатели Кыргызской республики Абдыкерим Сыдыков, Иманалы Айдарбеков, Ишеналы Арабаев, Юсуп Абдрахманов? Рабочими, крестьянами или бай-манапами? И вот тут их ответы стали плыть…
…
На поверку они все оказываются были выходцами из манапского сословия, потомки и дети родовых вождей, получивших хорошее образование, очень пригодившееся им в их политической деятельности, в т.ч. и по возрождению национальной государственности.
А И.Арабаев ко всему этому оказывается ещё был домуллой, религиозным политическим деятелем, алашевцем, закончил медресе, писал первые учебники для кыргызских детей, был просветителем.
И остальные известные кыргызские политические деятели 20-30 годов ХХ в. тоже оказываются не были простолюдинами… И никак не могли найти этих рабочих и крестьян…
…
Хотя в кыргызской кровнородственной общине все были по отношению к друг другу родственниками, а не эксплуататорами и угнетёнными. А манапы были носителями и охранниками культуры, традиций, обычаев, политическими и военными руководителями народа, ее защитниками от внешних и внутренних агрессоров.
Поэтому большевикам, которые никак не могли в туркестанском Востоке «разбить» эту общину, существующий внутри нее «родовой мир», пришлось заняться в 1927 г., с использованием насилия и репрессий, политикой выселения манапства.
…
Крупных и влиятельных кыргызских манапов ссылали в Украину и Сибирь, а манапов средней и мелкой руки — северных переселяли на юг, а южных — на север. Чтобы оторвать их из привычной социальной среды, где они пользовались социальной поддержкой сородичей. Только после этого у кыргызов начал распадаться родовой строй, а родоначальники были лишены власти, которую тут же перехватили большевики. И начались опасные социальные эксперименты над обществом с применением массовых репрессий. А народ стало некому организовать и защитить. Их вожди и лидеры были уничтожены.
…
Я давно не преподаю в вузах историю Кыргызстана. Больше был вынужден заниматься политологией, юриспруденцией и международными отношениями. Поэтому, конечно, был серьезно озадачен увиденным и услышанным. Спустя 33 года после обретения независимости Кыргызстаном.
В 100-летнюю годовщину празднования возрождения кыргызской национальной государственности в виде Кара-Кыргызской автономной области хотелось бы ещё раз обратить внимание общественности на существующие провалы в развитии общественного сознания. С такими темпами перемен, уверен, мы далеко не уедем. И многого не добьемся.