Предыстория этой фотографии очень интересная, показывающая как начиналась активизация политической жизни в Туркестане, после того, как она стала колониальной вотчиной Российской империи.
После наполеоновских войн Россия сама переживала бурное революционное брожение из-за сильных пережитков старины. А молодая русская аристократия, прошедшая войну и увидевшая Европу, ее достижения и культуру, захотела такой же свободы и образа жизни. Младодекабристы стали мечтать о конституции, республике, политических свободах и правах ...
***
Началось революционное брожение в обществе, итогом которого стало восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 г. А в 1861 г. наконец состоялась отмена на Руси позорного крепостного рабства, которое выставляло великую страну в диком и отсталом обличье. В стране началось бурное, но непоследовательное развитие капитализма. Состоялось несколько покушений на царей. Набирало силу рабочее и национально-освободительное движение. Появились первые политические движения и партии - либералов, социалистов, анархистов, большевиков...
Но Франции и Англии никак не получалось.
***
С присоединением к России новых восточных колоний, здесь также началось пробуждение новых общественных отношений и гражданской жизни. Мы стали быстро меняться. Семиречье превратилось в динамично развивающуюся историческую область. Появились современные (по тем временам) города, школы, гимназии, медресе, мактабы, дававшие европейское и мусульманское образование.
Культурные центры — библиотеки, клубы, кинотеатры, театры, стали издаваться газеты, печататься книги... Появились радио и телеграф, дороги, железнодорожный и автомобильный транспорт... Первые демократические и политические требования — выбирать на собраниях, а не назначать мусульманских священнослужителей, прекратить раздачу кыргызских земель переселенцам («Шабдандын каттары» из 11 требований) и т. д. и т.п. Разнообразным стал национальный состав населения... Русские, украинцы, евреи, чехи, словаки, венгры, азербайджанцы...
Появились различные группы людей, преследовавших планы по модернизации туркестанского общества.
***
Первыми среди них были джадиды, стремившиеся реформировать исламское общество, исламский мир. Из них вышли османские младотюрки, которых возглавил самый знаменитый политик и реформатор 20 века Кемаль-паша Ататюрк, младобухарцы, младохивинцы... Из них вышли впоследствии казахские и кыргызские алашевцы, узбекские и таджикские туранисты, улемовцы, шуроисты и другие представители многочисленных туркестанских партий и общественных организаций и движений, ориентировавшиеся на реализацию панисламистких, либеральных, социалистических и пантюркистских идей.
***
Все это надо в настоящее время изучать, т. к. в советское время правда об этих политических и идеологических процессах умышленно умалчивалась, либо преподносилась «в кривом зеркале», как «антинародные», «националистические» и «буржуазно-феодальные» течения, отражающие интересы «классовых врагов».
***
Обсуждению этих и иных социальных и политических вопросов был посвящен и этот съезд, на который собрались туркестанские джадиды, пантюркисты, социалисты, либералы, панисламисты и представители разных религиозных конфессий Семиречья. Об исторических деталях и нюансах этой политической и идеологической борьбы смотрите здесь:
https://daniyarov.kg/2017/04/17/vosstanie-1916-vzglyady-musulmanskoy-in/
На фото: Представители мусульманской интеллигенции на Узун-Агачском съезде в конце октября 1910 г. в Семиречье.
Первый ряд: первый слева — молодой Абдыкерим Сыдыков, учащийся Верненской гимназии, затем студент Казанского университета, будущий отец-основатель кыргызской государственности, лидер Пишпекского филиала партии «Алаш» и известный политический деятель общетуркестанского масштаба; второй — Дуур Сооромбаев, выпускник Верненской гимназии, просветитель, меценат, алашевец, участник нескольких съездов партии «Алаш» в Оренбурге, родовой вождь солтинцев, манап, расстрелянный чекистами в 1921 г., родной таята известного политика и государственного деятеля периода обретения Кыргызстаном независимости Медета Садыркулова.
Второй ряд слева направо: Чоко (первый); выпускник Верненской гимназии с золотой медалью и Санкт-Петербургского института инженеров железнодорожного транспорта, депутат Государственной думы 2-го созыва, алашевец, будущий премьер «Кокандской автономии» и член правительства Алаш-Орды, проектировщик и строитель Турксиба, других туркестанских железных дорог Мухамеджан Тынышпаев (второй); чон-манап кеминских сарыбагышей, датка, известный политик Шабдан Джантаев, который перед смертью раздал все свое личное имущество своим соплеменникам (третий); Максымкожо (четвертый); пятый — чон-манап кочкорских сарыбагышей, будущий предводитель восстания 1916 г., избранный на общенациональном курултае последним кыргызским ханом Канат Ыбыкеев (Абукин).
Третий ряд — представители мусульманской интеллигенции... (ЦГА КР, Кинофотофоно документы, 60978).
Р.S.: Помогите установить на фотографии неизвестных политических персонажей Семиречья.