Добавить свою статью
13 Июня 2015
Удивление дня: Ненавидеть свою страну – это модно?

Сесть за компьютер глубокой ночью заставила прочитанная в газете «Вечерний Бишкек» от 10 июня 2015 года статья «Позорный и трагический юбилей». Написана она в связи с 5-летим трагических июньских событий в Кыргызстане. Статья начинается словами «Погромы были националистическими: как между хуту и тутси в Руанде…».

Немногие в нашей стране знают о тех событиях в далекой африканской стране. Наверное, и авторам этой статьи нужно напомнить, что за события происходили в 1994 году в Руанде. А потом беспристрастный читатель сам решит, насколько корректно это сравнение.

Начать придется с объяснения того, что стороны конфликта в Руанде нельзя назвать этносами в общепринятом смысле. Тутси составляли правящую верхушку, наиболее зажиточную часть населения, обладавшую одновременно аристократической знатностью. Однако существовала возможность вертикальной социальной мобильности: обедневший человек терял знатность и переходил в «разряд» хуту, а разбогатевший человек, какому бы народу он ни принадлежал, считался тутси, то есть понятия «хуту» и «тутси» больше ассоциировались с социальным положением в обществе.

Важной особенностью тех событий было то, что государственное радио подогревало обстановку призывами к убийству тутси и зачитывали списки «потенциально опасных» персон, а представители власти (!) на местах организовывали работу по их идентификации и убийству. При помощи административных методов в организацию кампании массовых убийств были вовлечены и обычные граждане, и многие тутси были убиты своими соседями.

Наиболее жестокие сцены разыгрывались в местах временной концентрации беженцев в школах и церквях. 18 апреля по приказу префекта Кибу 15 тысяч тутси были собраны на стадионе «Гатваро» города Кибу и убиты. 2000 человек убиты в римско-католической церкви в Мабиризе, префектуре Чьянгугу. 18 - 20 апреля 4300 человек убиты в приюте Святого Иоанна. 22 апреля - резня от 5000 до 7000 тутси в монастыре Сову.

Отдельная страница в этой книге страданий – участь сдавшихся бельгийских солдат ООН, выполнявших миротворческую миссию. Описания сцен их казни, пыток и издевательств психически здоровый человек выдержать не может.

По официальным данным правительства Руанды, число погибших составило 937 тысяч человек, по другим данным, принятым ООН — 800 тысяч. В целом диапазон оценок количества жертв геноцида колеблется от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Мигрировало несколько миллионов человек внутри страны и множество людей бежало за её границы, спасаясь от гибели. Многие гибли в лагерях беженцев, где свирепствовала эпидемия холеры, не хватало медикаментов и продуктов питания.

Понимаю всю безнравственность каких-либо сравнений в случаях, когда насильственно погибает хотя бы один человек. Человеку, который потерял самое ценное – жизнь, все равно, сколько еще людей погибло вместе с ним, его родным и близким это тоже безразлично. Потому не будем сравнивать число жертв.

Однако авторы пытаются провести параллели и искусственно связать совершенно разные по характеру события. То, что конфликт в Кыргызстане удалось остановить за 4 дня общеизвестно. Так же бесспорно и то, что тогдашние власти страны, в сложных условиях не смогли предотвратить события. В одном их точно нельзя обвинить – в намеренном разжигании конфликта и преследовании одной из сторон.

Важно другое – само это сравнение нивелирует, сводит на нет усилия сотен и тысяч людей, которые во время событий июня 2010 года прятали у себя соседей и вообще ранее незнакомых людей. Военных, которые организовывали гуманитарные коридоры и выводили беженцев, сопровождая их до безопасных зон. Милиционеров, шедших на переговоры без оружия и потерявших жизнь…

У кыргызов есть такое емкое слово «карасанатайлык». За точность перевода не отвечу, но смысл такой: «стремление желать зла». Только так я расцениваю поступок авторов статьи, людей образованных, много лет работающих в информационной сфере и понимающих, как манипулировать словом, чтобы задеть чувства. Завершивших свою статью высокопарным, наукообразным, а по сути, совершенно безграмотным набором слов: «генетических изменений в центральных очагах национальной культуры этносов».

Это же слово «карасанатайлык» пришло мне на ум, когда я читала восторженную переписку в Фейсбуке ряда наших граждан по поводу оскорбительных заявлений Мустафы Джамилева. Иностранный гражданин оскорбляет нашу страну, публично выражая не сомнение даже, а собственную высокомерную уверенность в отсутствии у Кыргызстана суверенитета. А некоторые наши граждане во главе с Р. Жеенбековым бурно этому радуются.

Вот и возникает вопрос: ненавидеть свою страну – это модно теперь? И есть люди, которые этим гордятся?

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×