Добавить свою статью
16 Июня 2015
Причины и следствия государственных переворотов 2005 и 2010 годов в Кыргызстане

События, произошедшие за последние годы в таких странах, как Ливия, Египет и Украина, говорят нам о том, что названные революциями такие же события, произошедшие в Кыргызстане в 2005 и 2010 годах, не были революциями, а были в чистом виде государственными переворотами. Государственными переворотами, которые были осуществлены внешними силами с ловким использованием протестного настроения населения и существовавшей конкуренции в борьбе за власть между политическими элитами южного и северного регионов страны. Ведь вершившими тогда эти события внешними и внутренними политическими силами не ставилась задача изменения социально-экономического строя страны, чтобы назвать их революцией, да и в таких изменениях не было никакой необходимости (такие изменения в Кыргызстане произошли в начале 90-х годов прошлого века). Более того, они не собирались менять государственное устройство, чтобы говорить об этих событиях как о политических революциях. Главной задачей для внешних политических сил была смена власти, а для внутренних оппозиционно настроенных политических сил – приход к власти и смена политического режима (все обещания об изменении или принятии новой конституции сводились к этому), а не государственного устройства.

Внешние политические силы в лице западных стран во главе с США, прежде всего, добивались смены власти, так как им нужно было, чтобы Кыргызстан безропотно следовал их указаниям и активно проводил в регионе геополитические задачи, определенные ими. Поводом же для постановки такой задачи послужили неопределенность во внешней политике (им нужна была проамериканская, прозападная внешняя политика) как у А. Акаева, так и у К. Бакиева, а также открытие А. Акаевым в городе Кант российской военной базы и намерение К. Бакиева закрыть американскую военную базу, расположенную в аэропорту Манас. И эта задача была легко ими реализована, так как при президентстве А. Акаева был установлен авторитарный режим, основанный на коррупционности власти, а К. Бакиев довел эту авторитарность власти до крайней ее формы и создал условия для приобретения коррупцией тотального характера. Именно стремление двух президентов следовать, несмотря ни на что, только личным, семейным и клановым интересам, приводило тогда к открытым протестам населения, которые внешними силами быстро направлялись на проведение силовой смены власти вопреки тому, что народ хотел просто искоренения коррупции в государственных органах управления, сменяемости власти путем проведения честных выборов и реформ в экономике. Такое манипулирование протестным настроением населения осуществлялось с помощью многочисленных неправительственных организаций, финансируемых различными международными структурами.

К большому сожалению, в нашей стране в 2005 и 2010 годы государственные перевороты произошли также из-за существующей конкуренции в борьбе за власть между политическими элитами северного и южного регионов, так как она способствовала протеканию политических процессов в наиболее острой форме, что не могло не привести к насильственной смене власти. Она же, как столкновение узких интересов, не позволила политическим силам выработать цельную стратегию государственного строительства и объединения здоровых, следующих национальным интересам политических сил. В результате чего в высшую государственную власть пришли люди, следующие только узким семейным и клановым интересам, а не интересам страны. Самое печальное, что из-за негласной узурпации корыстными, преследующими личные интересы людьми права представлять во власти интересы регионов не произошла генерация ответственных, нацеленных на укрепление государства политиков нового поколения. Нуждающиеся в поддержке населения молодые люди были вытолкнуты на обочину политических процессов, а многие, не видя свою политическую перспективу в нашей стране, выехали за границу.

События 2005 и 2010 годов мы не можем назвать революциями не только потому, что в них произошла насильственная смена власти при наличии хотя бы формально существующей возможности мирного прихода к власти, но и, как отмечено выше, их вершившие политические силы не ставили задачу изменить социально-экономический строй страны. В программах и призывах партий, лидеров и движений, участвовавших в этих событиях, за исключением коммунистов, ставилась задача проведения экономических реформ (о которых, придя к власти, быстро забывали), а не изменения всей системы общественных отношений. Более того, после каждого переворота, вопреки утверждениям власти и манипулированию ею статистикой, происходило еще большее ухудшение положения людей и страны. Быстрыми темпами росли бедность, безработица, масштабы поляризации общества, уровень коррумпированности государственных органов и т.д. К примеру, если безработные в 2010 году составляли 4.1% всего населения, то в начале 2015 года этот показатель вырос больше чем на два раза, а именно до 8.7%. В эти же годы бедность, и без того являвшаяся очень высокой, выросла с 32.3% до 34.5% всего населения. По мнению многих ученых, из-за коррумпированности государственных органов власти продолжается и деградация всей системы государственного управления, что ставит под сомнение возможности Кыргызстана состояться как государство.

То как подготавливались и происходили события 2005 и 2010 годов, не говоря об их последствиях, не позволяет говорить о них и как о политических революциях, кроме как переворотов. В 2005 году силы, стремящиеся к власти, открыто заявляя, ставили задачу не изменения государственного устройства страны, что обычно реализовывается в политических революциях, а всего лишь ограничения полномочий президента. Придя же к власти, они поступили с точностью до наоборот, конституционно закрепив всю власть в руках президента, практически превратив его в ничем не ограниченного монарха. Заявленная же оппозиционными силами перед событиями 2010 года цель - изменение государственного устройства, в силу отсутствия профессионализма или опыта у инициаторов принятия новой конституции, не была достигнута. На деле эта цель просто была извращена до предела. Вместо парламентской формы правления получили президентско-парламентскую, так как президент избирается всеобщим и прямым голосованием, а не избирается парламентом, что де-факто превращает его в верховного правителя, а не арбитра, как утверждают сейчас хорошо известные нам депутаты. Вместе с тем, парламенту были отведены полномочия, которые он имеет при парламентской форме правления. В итоге, по утверждению самих депутатов, на 50 процентов состоящий из уголовных преступников парламент негласно узурпировал власть премьер-министра, на основе соглашения коалиционного большинства забрав у него право, выдвигать кандидатуры на должности министров и участвовать в их прямом управлении.

Получается, работа парламента организована на принципах уголовного мира. Как организованная преступность делит территории между своими участниками, так и министерства разделены между партиями парламентского большинства.

События 2005 и 2010 годов не были революциями, так как любая революция предполагает быстрые и качественные изменения, причем в более совершенную и прогрессивную сторону. При государственных же переворотах, как показывает опыт других стран, обычно устанавливается диктатура, которая насильственным путем наводит порядок в обществе, или страна отбрасывается назад, стагнирует и периодически ввергается в хаос. Видимо, в нашей стране произошли государственные перевороты второго типа, так как в действительности после них мы оказались отброшенными на многие годы назад. Под словесный блуд высокопоставленных чиновников за эти годы мы практически лишились науки, стремительными темпами деградирует образование (растет количество выпускников школ, не умеющих даже читать, и количество выпускников вузов, ни разу не побывавших в учебных заведениях, которые они заканчивают) и культура, а без них не может быть никакого развития. Быстрыми темпами лишаемся собственного производства, совсем не создаем высокотехнологичное производство. А из имеющихся предприятий, по некоторым данным, более 60 процентов из них работают на иностранном капитале. Самое тревожное, как утверждает талантливый молодой преподаватель Асель Мурзакулова, в обществе не выдвигаются реалистичные, высокоинтеллектуальные и эмоционально насыщенные идеи по выходу из такой ситуации, а это говорит о том, страна перестает работать на развитие.

Между тем, едва забрезжившая надежда на изменение ситуации в стране в лучшую сторону с приходом нового правительства, превратилась в горькое разочарование после заявления министра экономического развития страны О. Панкратова о необходимости приватизации государственного предприятия Кыргызтелеком. Как будто в стране нет других более важных экономических проблем, кроме приватизации приносящего высокий доход государственного предприятия. Конечно, за этим его предложением стоят не столько его, сколько интересы других людей, и совсем не интересы страны. У народа крайнее разочарование вызывает и намерение политических сил, ныне находящихся у власти (приведших страну к полной деградации), путем проведения осенью нечестных выборов войти в новый парламент. Ходят слухи, что бывший первый заместитель руководителя администрации президента И. Ильмиянов изберется в новый парламент и даже станет спикером (в слухах утверждается о том, что его заявление об отставке - просто игра на публику). В какой-то степени подтверждением того, что выборы пройдут нечестно, является и то, что лидеры некоторых партий выходят из своих партийных организаций с тем, чтобы вступить в те партии, которые уже определены как партии, которые обязательно войдут в будущий парламент.

В этом отношении, в настоящее время в стране в политическом, социальном и экономическом плане складывается такая же ситуация, которая была перед произошедшими ранее двумя государственными переворотами. История никого и ничему не учит. Вот только жаль с каждым годом все более нищающий и теряющий надежду на лучшую жизнь народ и тех молодых парней – действительно героев, которые, не зная, ценою своей жизни, привели к власти таких же людей, каких они свергли.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

08-06-2018
Методы распространения ислама у ханафитов
8415

04-05-2018
Отношение ханафитов к государственной власти
8443

23-03-2018
Ханафизм как мировоззренческая основа умеренного ислама
6069

12-03-2018
Умеренный ислам как религиозная организация, исповедующая ислам ханафитского толка
6199

02-02-2018
Структурные особенности умеренного ислама
5391

05-01-2018
«Умеренный ислам» в системе понятий, описывающих деятельность мусульманских религиозных организаций
7962

02-11-2017
Проблемы определения предметной направленности понятия «умеренный ислам»
6204

06-03-2017
Тюркский фактор сближения Турции с Россией и втягивание ее в азиатские интеграционные процессы
8597

10-01-2017
ОДКБ не сможет эффективно вести борьбу с международным терроризмом, не сотрудничая с Ираном
11520

23-12-2016
Причины и следствия неустойчивости религиозной ситуации в Кыргызстане
12269

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×