Этот эпизод, когда начальник разведотдела оперативно-войсковой группы КВПО в Афганистане полковник Эркин Абдыевич Суеркулов в одиночку встретился с двадцатью пятью душманами и убедил их к сдаче, вошел в историю боевых действий ОВГ.
Тогда, поздней осенью 1985 года, на северо-востоке Демократической Республики Афганистан шла завершающая часть операции «Возмездие», в ходе которой нашими разведчиками реализовывались специальные задачи, а также велась планомерная и целенаправленная работа с местным население и религиозными лидерами по стабилизации обстановки в зоне ответственности ОВГ.
Суеркулову было 45 лет. Среднего роста, плотного телосложения. Он владел боевым самбо, прекрасно стрелял. В нем чувствовалась не только физическая сила, но и мощная внутренняя энергия. Добрый взгляд с некоторой хитрецой мог тут же стать строгим и проницательным. Пленные бандиты такого гипноза долго не выдерживали и выкладывали Эркину Абдыевичу необходимую информацию.
Операция «Возмездие» подходила к концу. Суеркулов узнал от знакомого дехканина, что в одном из селений находятся двадцать пять душманов, которые стали сомневаться в правильности выбора своих действий.
Идти на встречу с бойцами-пограничниками? Это могло привести к вооруженному столкновению.
После недолгих раздумий разведчик решил отправиться в кишлак в одиночку и без оружия. Логика проста: невооруженный человек не опасения, поэтому сразу вряд ли его убьют. Значит есть возможность поговорить. А Суеркулов говорить умел, притом на многих диалектах жителей Афганистана.
Сначала его встретили агрессивно, но через несколько минут отношение полярно изменилось. Эркин Абдыевич совершенно спокойно, без всякой опаски беседовал с бандитами и рассказывал им о последних событиях в стране. И, видимо, услышанное не совпадало с той информацией, которой душманов потчевали их главари и религиозные вдохновители, потому что все до единого они сложили оружие и сдались Суеркулову.
Если бы подобное произошло в средневековой Японии, то Суеркулов сразу получил бы звание самурая, потому что тогда считалось, что одержать победу, не вынимая меч из ножен, - высшее боевое искусство. Выиграть битву силой духа может только настоящий воин. Именно таким воином и был Эркин Абдыевич. И это он не раз подтверждал во время службы в ДРА.
Необходимо отметить, что место, где служил полковник Суеркулов, располагается в северо-восточной части Афганистана. И сюда, в провинцию Бадахшан, через горные перевалы из Пакистана перебрасывались отряды боевиков, шло снабжение их оружием, боеприпасами, денежными средствами и другими ресурсами. Оппозиционные силы под руководством разведок Пакистана, США и Англии контролировали до 80 процентов территории провинции.
В ходе проведения агентурно-оперативных мероприятий разведкой, в том числе Э.А. Суеркуловым, была добыта упреждающая информация о местах нахождения бандформирований, их численности, вооружении, планах, а также о местах дислокации лагерей вооруженной оппозиции на территории Пакистана, маршруте и времени переброски в Афганистан через горные перевалы в зоны нашей ответственности караванов с оружием и боеприпасами. На основе полученной разведкой достоверной информации командованием ОВГ своевременно выставлялись засады из числа подразделений ММГ и ДШМГ, были разгромлены крупные бандкараваны из Пакистана, уничтожено большое число бандитов, захвачено немалое количество оружия и боеприпасов, денежных средств. «Без разведчиков мы никто», - так говорили все руководители ОВГ.
В этом еще раз все убедились весной и осенью 1986 года во время операции по очистке от мятежников в Вардуджской долине. Вот что пишет генерал-лейтенант в отставке А.Н. Мартовицкий в своей книге «По обе стороны границы (Афганистан: 1979-1989)»: Большую роль в этой и других операциях сыграли наши разведчики, которые точно вскрывали основные опорные пункты противника, размещение средств ПВО, базы и т.д. Подтверждением этого является то, что в ходе Вардуджской операции нами было захвачено восемнадцать средств ПВО, как и определили разведчики во главе с полковником Э.А. Суеркуловым – начальником разведотдела ОВО».
В результате была освобождена от противника обширная территория и очищена дорога Бахарак—Хасрави. Выставленные гарнизоны обеспечили размещение афганских подразделений в освобожденных районах провинции. Главное бандформирование Наджмуддина было ликвидировано.
Но самое главное — в ходе операции с нашей стороны потерь не было.
Надо отметить удивительный факт из биографии Эркина Абдиевича: его отец был председателем Совета Министров Киргизии, и Суеркулов младший вполне мог выбрать себе другую стезю в жизни и быстро добиться высоких постов. Однако он выбрал путь воина. Настоящего воина.