Первая супруга Чингиза Айтматова Керез Шамшибаевна была очень благородной женщиной. Она знала всё об отношениях Чингиза и Бюбюсары. Она даже была знакома с Бюбюсарой Бейшеналиевой. Ходила на спектакли с ее участием и восхищалась ее талантом. Керез Шамшибаевна не выступала против Бюбюсары, предполагая что та не позволит Чингизу разрушить их семью. На злые языки недругов Керез отвечала по философски: «И это пройдет. Чингиз у нас один – единственный. И он имеет право жить так, как сам он этого хочет». Проявляя невероятную терпеливость, Керез продолжала спокойно работать и жить, воспитывала детей и очень достойно вела себя. За это люди очень уважали ее. Однако сказать, что она вообще не переживала, было бы нечестно. Керез Шамшибаевна сгорала внутренне и всё это отражалось на состоянии ее здоровья, она становилась все более грузной и грустной. История Большой любви Чингиза завершилась, когда Бюбюсара ушла из жизни в возрасте 47 лет в результате неизлечимой болезни. Однако Керез Шамшибаевну ожидало очередное, более тяжкое испытание.
Дело в том, что эпопея любви Чингиза Айтматова продолжилась и после кончины Бюбюсары. И это была третьей личной драмой Ч. Айтматова. У таких крупных художников, как он, наверное, душа не должна пустовать. Ей следует всегда быть наполненной музой. Без этого, по-видимому, ничего у них не получается с творчеством. Однажды, возможно это в середине 1970-х годов в гостинице «Москва» я совершенно случайно встретился с Айтматовым в сопровождении юной, в белой шубе, красивой женщины. Мы все почувствовали какую-то неловкость, тогда Чингиз предложил пройти в фойе гостиницы. Потом он привстал с кресла и сказал: «Жамин, познакомься. Это моя супруга Мария». Айтматов поведал о наших с ним отношениях, но он ничего конкретного не сказал о ней самой. Тогда я предложил встретиться на следующий день в ресторане «Националь». И мы встретились. И что же вы думаете? Опять я ничего не узнал из уст Чингиза о его новой любви. Однако мы сидели в хорошем настроении, слушали приятную тихую музыку и пили сладкое «Советское шампанское», закусывая московским шоколадом. Мария сидела, прислонившись к широкому плечу Чингиза, и по сути молчала. Она понравилась мне своей скромностью и исключительной вежливостью. Была шикарно одета, всё ей шло, чувствовалось, что она счастлива. Мне показалось, что между Бюбюсарой и Марией есть что-то общее, говоря иначе, в какой-то степени Мария напоминала образ великой Бюбюсары.
Когда Айтматов уходил от первой семьи, то он оставил свой дом на территории правительственной резиденции «Ала-Арча» и Керез Шамшибаевна жила там со своим младшим сыном Аскаром и его семьей. Чингиз с Марией жили в новом многоэтажном доме по проспекту Мира, недалеко от старого аэропорта. Позже он отстроил ниже правительственной дачи двухэтажный особняк с большим двором, садом и бассейном. И там с Марией они жили до самой кончины Чингиза. Мария очень заботилась о нем, была не только его женой, но и личным секретарем, помогала печатать материалы и редактировать издаваемые работы. Будучи современной, европейского стиля женщиной, и владея несколькими иностранными языками, она всегда сопровождала Чингиза Айтматова во время многочисленных его поездок в зарубежные страны. Так что и на этот раз повезло Чингизу с женщиной. Мария стала достойной супругой великого мастера. Вместе с тем я всегда замечал в ней какую-то таинственность, недосказанность. Сколько раз мы ни встречались бы – у них дома, у нас и в Москве, она полностью не раскрывалась, никогда не рассказывала о своей личной жизни, о прошлом. Она умела скрывать чувства от посторонних и не выдавать свои тайны. Таким образом, если Керез Шамшибаевна была благородной женой Чингиза Айтматова, то Бюбюсара стала для него «вечной невестой», а Мария – таинственной супругой, похожей на Мону Лизу. Плодом любви между Чингизом и Марией стали их дочь Ширин и сын Эльдар. К чести Чингиза Айтматова, он проявлял постоянную заботу о своей первой семье, особенно о Керез Шамшибаевне. Она ни в чем не нуждалась. Работала и жила в окружении детей и внуков. Мудрая Керез скончалась 5 марта 1999 года в возрасте 69 лет. И тогда Чингиз в который раз поразил всех широтой своей натуры, забыв всё, что было раньше – обиды или разочарования. Он взял на себя организацию похорон своей первой жены от начала до конца. Народу было много. Пришли не только родственники и близкие Керез Шамшибаевны, но и все, кто почитал Айтматова. Все 2 дня Чингиз Торекулович простоял возле юрты, где находилось тело усопшей. Рядом с ним стояли сыновья Санжар и Аскар. По этическим соображениям, отсутствовали только вторая жена Мария и их дети. Выразить свои соболезнования пришел и тогдашний президент Аскар Акаев.
Власти предложили похоронить Керез Шамшибаевну на правительственном кладбище «Ала-Арча». Но оказалось, что Керез оставила завещание (керээз) предать ее земле на малой горе Боз Болток, недалеко от Гумбеза Байтика Баатыра. Чингиз выполнил ее последнее пожелание. По-видимому, это было неслучайное завещание. Ведь Байтик Баатыр в свое время защищал Чуйскую долину и уездный город Пишпек от кокандских захватчиков, а Керез Шамшибаевна является дочерью этой золотой впадины.
Четвертой личной драмой для Чингиза Айтматова стало внезапное его освобождение от обязанностей Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызской Республики в странах Бенилюкса и Франции в 2007 году. В реальности Айтматов мог бы трудиться на этой ответственной должности до конца своей жизни, так как он пользовался среди дипломатов стран Запада огромным авторитетом. И это было бы только на пользу Кыргызстану. На Западе, и особенно в Германии, почитали произведения Чингиза Айтматова, которые постоянно издавались и переиздавались на иностранных языках. И это была сильно выраженная популяризация творчества Айтматова в мировом масштабе.
Разумеется, Чингиз Айтматов сильно переживал из-за неожиданного и ничем неоправданного решения руководства республики. В принципе он совершенно не ожидал такого поворота событий. И это было для него ударом в спину, если не больше. Когда всё стало понятно, Чингиз Торекулович вынужден был объявить журналистам о своем решении уйти с занимаемой должности. Такой шаг тоже даром не прошел, ибо он привык работать Послом в течение многих лет после распада Советского Союза. И не было никакой необходимости тревожить Мастера, тем более у Чингиза Айтматова наряду с дипломатией успешно развивалась и творческая деятельность. Там, в тишине, он написал такие знаменитые романы, как «Тавро Кассандры» и «Когда падают горы».
Я видел Чингиза в последний раз в мае 2008 года, примерно за 20 дней до его отъезда в Казань. Он куда-то спешил и был несколько озабочен. И неожиданная смерть 79-летнего Айтматова 10 июня 2008 года стала не только трагедией Нации, но и осталась для меня некой загадкой. Ведь после его внезапной болезни в Казани и ухода из жизни в Германии не проводилось серьезного анализа всей цепи произошедшего. Информация о его болезни поступала очень скупая. И вообще наше государство как-то вяло реагировало на происходящее, будто речь не шла об угрозе потери писателя мировой величины. Непонятно и то, почему Чингиза Торекуловича после потери сознания в Казани немедленно не отправили в находящуюся рядом Москву, где он ежегодно проходил обследование и получал лечение в лучших медицинских центрах. Там находилась история его болезни, работали хорошо знающие и уважащие его высококвалифицированные врачи. Почему в спешном порядке его отправили в далекую Германию? Мы до сих пор не имеем исчерпывающих ответов на эти острые вопросы.
А ведь Чингиз Айтматов мог бы жить да жить. К примеру, младший его брат Ильгиз скончался в 2024 году на 94 году жизни. Турдакун Усубалиев ушел из жизни в возрасте 96 лет. Герой Социалистического Труда, крупный партийный работник Корчубек Акназаров оставил этот мир на 97 году жизни. Выдающийся хирург Мамбет Мамакеев умер на 98 году жизни. Экс-президент Академии наук Кыргызской Республики Курман-Гали Каракеев жил до 99 лет. А первая кыргызская женщина-хирург, академик Какиш Рыскулова ушла из жизни в возрасте 100 лет.
Если вернуться к творчеству Айтматова, то в 1980 году он написал первый свой роман «И дольше века длится день». Кстати начиная с этого романа Чингиз стал более остро поднимать вопросы, связанные с уходом человека в небытие. По существу, и открывается роман извещением о смерти Казангапа. Первая реакция Едигея на кончину своего старого друга была такова: «Стало быть старость уже на плечах сидит. Вот и дожили! Места то вокруг полно... Только почему-то люди не закапывают своих близких где попало. Неспроста должно быть. Хоронить такого человека будем на Ана-Бейите, где предки лежат». Вот вам ярчайший пример человечности и высокой нравственности.
Кстати Чингиз Айтматов похоронен 14 июня 2008 года в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит», там, где покоится его отец Торекул Айтматов.
депутат Легендарного парламента,
академик Национальной академии наук Кыргызской Республики