В конце августа консалтинговая компания ECA (Эксперты Центральной Азии) провела большое исследование электоральных предпочтений кыргызстанцев. Директор ECA Талантбек Сакишев прокомментировал полученные данные.
- Насколько масштабное было исследование?
- Для начала скажу, что это не первый замер, который мы проводим, собственно системное наблюдение за изменением электоральных предпочтений мы начали еще весной. Это были и количественные замеры, и проведение серий фокус-групп. И за последние месяцы у нас есть устойчивая картина того, как менялся тот самый расклад сил. Последний замер мы делали с помощью независимой социологической службы «Эл Пикир», которая провела полевые работы (собственно опрос), мы же выступаем как аналитики.
Было опрошено 3500 человек по всей стране, «ошибка выборки не превышает 1,8%», что означает – данные очень точные. Метод опроса – личные интервью.
- Итак, всех сейчас интересует, каков же расклад сил?
- Мы сформулировали наш вопрос респондентам так: «Если бы выборы проходили сегодня, за какую партию вы проголосуете?» Если коротко на сегодня – то сменился лидер общественных предпочтений. Если месяца три назад это была партия Республика – Ата-Журт, то сейчас, по нашим данным, это СДПК.
- И каков отрыв?
- Отрыв заметный: у СДПК около 21,4%, у Республики – около 17,8%. Первая делает ставку на работу с людьми. Вторая, видимо, увлекшись летней работой с лидерами южных общин вместо того, чтобы идти к людям, потеряла несколько процентов и сейчас спешно наращивает свое присутствие в медиа среде. Посмотрим, что из этого выйдет. Но могу точно сказать, что успех любой партии зависит не только от лидеров, но и от того, как они представлены в регионах и как они там работают с местным населением. Еще один немаловажный фактор это то, что как они, лидеры, последовательны в своих действиях. К сожалению, не все лидеры могут похвастаться последовательностью в своих действиях. Последние события, связанные с объединением партий, переходом некоторых членов из одной партии в другие и простая перегруппировка сил внутри самих партий, подтверждают это. А простой электорат все это видит и делает свои выводы.
- Гонка только началась. Все может поменяться, я правильно понимаю?
- Де-факто гонка началась не 4 сентября – все это понимают. И СДПК, например, включилась в нее одной из последних – большая партия раскачивается медленно, но зато уже если разгонится… Инерция роста сильная у них. Тенденции таковы, что мы прогнозируем продолжение роста их рейтинга. Гонка именно этой пары – интересный процесс. У Ата Мекена – стабильное третье место – чуть меньше 15%, растут вместе с общим трендом повышения интереса к выборам у электората, прибавляют понемногу, но от темпа двух лидеров отстают. У них устойчивая электоральная база, которая голосует за них годами, вне зависимости от того, что происходит происходит внутри партии и с ее членами. Наверное, как за Жириновского в России. Но стать явным лидером в парламентской гонке им будет сложно
- На днях лидер «Республики – Ата-Журт» сказал, что их цель 65 мест в парламенте? Это реально?
- Полагаю, взять более половины депутатских мандатов это невозможно. Взять подавляющее большинство может разве что только партия власти, да и то вряд ли все 65 позволенных Конституцией мандатов. Просто потому что им есть что показать из реальных дел. И они, конечно, тесно связаны с образом президента и воспринимаются как составляющая реальной власти, со всеми ее действительными успехами и неудачами – это также фиксируется исследованиями, люди так это воспринимают.
- То есть вы про СДПК, я так понимаю. А как воспринимаются другие партии?
- В Кыргызстане гипертрофировано значение лидера партии. Он как локомотив тащит за собой подчас целый состав шлака. Причем топливом для него служит исключительно харизма, обаяние: позитивное или негативное, не так важно. И в итоге, становится не важно, что такой лидер говорит, обещает или делает, кого он набрал в свою команду. В итоге, разочарование в таком выборе неизбежно. Ведь голосовали вы за одного человека, а в парламент пройдут несколько человек, которых вы не выбирали. Это казалось бы ясная конструкция, но часто групповые интервью с людьми показывают, что это становится для них чуть ли не откровением.
- Так сколько партий пройдут в ЖК?
- Согласно полученным статистическим данным могу сказать, что из нынешнего состава парламента три партии уверенно пройдут 7% порог: это СДПК, «Ата Мекен» и объединенная «Республика – Ата-Журт». Есть очень хорошие шансы у Онугуу-Прогресс. Впрочем, потенциал роста Онугуу уже исчерпан, если они пройдут порог, то получат свои 12-14 мест в парламенте. Подрастают и другие партии, однако у них была предельно низкая стартовая позиция – не сложно нарастить с нуля до 1,5%, значительно вырасти с 13 до 15%.
Тут нет сюрприза, эта четверка устойчива. Впрочем, потенциал роста Онугуу уже исчерпан, если они пройдут порог, то получат свои 12-14 мест в парламенте.
- Значит ваш прогноз – четыре партии?
- Гонка только началась, кто-то из лидеров может нарастить свой потенциал. Пока прогноз такой. Оговорюсь: при условии, если выборы пройдут честно, если голоса не будут покупаться теми партиями, которым до 7%-го порога далеко. А то, что людям будут предлагать деньги за голос, сомнений нет. Наши исследования показывают, что в зависимости от региона цены будут разные. Мы фиксируем, что многие люди планируют поступить так: деньги взять, а проголосовать как сочтут нужным. Однако это декларативное заявление, если хотите, бравада. Человек – существо моральное и если взял деньги, многие не смогут обмануть того «горе-политика», что покупает их голос. Поэтому общество должно открыто говорить об этом, предупреждать людей о пагубности, если хотите низости такого поступка: и того, кто покупает, и того, кто продает. Искушать будут, и, скорее всего, будут обманывать – именно это тревожит.
Беседовал Асылбек Асанкулов