Добавить свою статью
10 Сентября 2015
Кыргызстан: На пути многовекторной Евразийской интеграции
Месяц назад, 12 августа, Кыргызская Республика стала полноправным членом Евразийского экономического союза – интеграционного объединения, в которое, помимо нашей страны, входят Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь и Республика Армения.

Безусловно, членство в ЕАЭС, являющимся одним из крупнейших в мире интеграционных объединений, на территории стран которого поживает порядка 170 млн. человек, даст мощный импульс развитию экономики Кыргызской Республики, будет способствовать расширению и укреплению торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей со странами-участницами Союза.

Особо необходимо отметить, что членами ЕАЭС являются государства, с которыми нас связывает не только общее историческое прошлое, но и очень тесные торгово-экономические и культурные связи в настоящем.

Примечательно, что на сегодняшний день интеграционные процессы на евразийском пространстве являются постоянной развивающейся константой, с каждым годом сближая позиции стран региона, как по вопросам региональной безопасности, так и по общемировым проблемам, определению путей решения имеющихся вопросов и спорных ситуаций. Такой характер построения как двусторонних, так и многосторонних отношений между государствами региона способствует органичному сближению и поступательному развитию торгово-экономических связей между ними.

На этом фоне идея создания «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) как новой формы развития сотрудничества Китая с Россией и странами Центральной Азии, заслуживает отдельного внимания. Автором идеи является Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, который впервые ее озвучил 16 сентября 2013 года в Астане.

Концепция «Экономического пояса Шелкового пути», представленная китайским лидером, состоит из 5 пунктов, главными из которых являются строительство единой транспортной инфраструктуры от Тихого океана до Балтийского моря, усиление торговых связей с ликвидацией барьеров и снижением издержек торговли и инвестиций, увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах.

Таким образом, концепция «Экономического пояса Шелкового пути» привлекательна своей масштабностью не только в географическом контексте, но и колоссальным потенциалом совместного экономического партнерства, а также возможностью инфраструктурного нивелирования морально устаревшей догмы «Запад-Восток».

Интерес к проекту «Экономический пояс Шелкового пути» большой и обусловлен во многом тем, что страны - потенциальные участники проекта обладают большими запасами природных ресурсов и многомиллионным трудоспособным населением. Динамика экономического роста сопряженного с ростом благосостояния граждан, подталкивает потенциальных инвесторов к вхождению на рынки стран региона. Так, за последние годы региону удалось обойти по уровню прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на душу населения в последнее время активно развивающиеся страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Бесспорным региональным лидером по объему ПИИ является Казахстан с показателем 7880 долларов США на человека, и есть все предпосылки для того, что бы эти цифры с каждым годом росли. Немногим отстает от своего соседа Туркменистан, привлекший прямых иностранных инвестиций на в размере 4393 долларов США.

Особо стоит сказать о том, что концепция «Экономического пояса Шелкового пути» не противоречит другим интеграционным посылам, исходящим от стран региона. В первую очередь, речь идет о перспективах развития Евразийского экономического союза и посыла руководства России к Европейскому Союзу о необходимости формирования в перспективе единого экономического и гуманитарного пространства, включая скорейшее начало переговоров по созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Евросоюзом. Беря в расчет долгосрочный и стратегический характер двусторонних российско-китайских отношений, здесь можно говорить о возможности достаточно гармоничной стыковки обоих проектов с выгодой для всех заинтересованных сторон.

Ярким доказательством сказанного является совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути». Подписанный документ стал итогом двусторонних переговоров, которые 8 мая 2015 года в городе Москве провели Президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин.

О значимости концепции «Экономического пояса Шелкового пути» среди экспертов и в СМИ говорилось много. Вместе с тем хочется акцентировать внимание на таком немаловажном аспекте для нашей страны, как «совместное освоение» некогда Великого Шелкового пути. Это означает, во-первых, что предложена новая концепция регионального экономического коллективизма и, во-вторых, «совместное освоение» означает, что не нужно ждать инициатив и предложений исключительно со стороны Китая.

Нам следует использовать открывающиеся возможности и самим предлагать перспективные страновые и региональные проекты, принимая самое активное участие в выработке программы действий по реализации концепции «Экономического пояса Шелкового пути».

На развитие проектов, связанных с «Экономическим поясом Шелкового пути» недавно был создан специальный инвестиционный фонд с капиталом в 40 млрд. долларов США. Эти деньги пойдут на реализацию проектов как внутри самого Китая, так и в странах региона. Только на развитие транспортной инфраструктуры на своей территории Китай готов инвестировать порядка 4 млрд. долларов США.

Параллельно с Китаем движется и соседний Казахстан, который на своей территории уже приступил к строительству автомобильных и железных дорог с учетом будущих экспортных путей, которые планируется построить от границы Казахстана с Западным Китаем.

Мощным инструментом в реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути» станет созданный по инициативе Китая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, членом которого наша республика стала 9 апреля 2015 года. На вновь созданный международный финансовый институт возложена роль обеспечения финансово-инвестиционной устойчивости проектов, которые будут реализовываться странами региона в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Помощь в реализации намеченных планов могут оказать Евразийский банк развития, Банк развития ШОС и Фонд развития Шелкового пути, обладающие необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами.

Примечательно, что Китай намеревался возродить Великий Шелковый путь еще в 2003 году в рамках Шанхайской организации сотрудничества, однако тогда реализация проекта была отложена во многом из-за сопротивления ряда стран-членов ШОС. В частности, были опасения, что китайские товары «сметут» экономику стран – членов ШОС, тем более, что организация изначально создавалась для других целей и задач. Однако со временем все эти опасения исчезли, пришло понимание того, что можно наладить торговлю на взаимовыгодной основе. Так, «перспективным» проект создания «Экономического пояса Шелкового пути» на одной из встреч на высшем уровне назвала Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, считающая, что интеграция Европы и Азии – это необходимость, основанная на экономической выгоде для всех ее участников.

Теперь, когда политические элиты практически всех стран, которые, по мнению Китая, должны стать участниками проекта «Экономический пояс Шелкового пути», осознали перспективность проекта, а также то, что он не угрожает экономической самостоятельности и территориальной целостности государств региона, начнется практическая реализация предложенной Китаем концепции. Здесь речь, прежде всего, идет об определении железнодорожного, автомобильного, авиационного маршрутов Шелкового пути. В ближайшее время предстоит решить этот ключевой вопрос, который определит дальнейший вектор развития «Экономического пояса Шелкового пути».

Важно, что совместная реализация проектов в рамках ЕАЭС и ЭПШП, позволит странам региона решить целый спектр стоящих перед ними внутренних и международных вызовов, заложить основу для поступательного экономического развития своих территорий, сообща противодействовать религиозному экстремизму и терроризму. Конечно, упор в обоих случаях будет сделан на экономику, так как все страны региона заинтересованы в возможности увеличения объема взаимного товарооборота, модернизации транспортной инфраструктуры с выходом к Мировому океану, привлечении долгосрочных инвестиций и создании новых рабочих мест. Кроме этого, взаимная интеграция будет способствовать углублению культурных связей, наращиванию темпов сотрудничества в области образования, науки и высоких технологий.

Учитывая все эти аргументы, можно констатировать, что Кыргызстан готов принимать активное участие в реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути», который сулит стране определенные экономические дивиденды. Для нашей республики участие в интеграционных объединениях является важным фактором, без которого в современном динамично развивающемся мире, где экономическая конъюнктура меняется буквально каждый час, конкурировать невозможно.

В этом ракурсе участие нашей страны в интеграционных и реинтеграционных образованиях, таких, как Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества или «Экономический пояс Шелкового пути», выглядит вполне органично. Главное, чтобы интеграция в любых ее формах и проявлениях отвечала национальным интересам нашего государства и народа.

Вице-премьер-министр Кыргызской Республики Валерий Диль

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

17-08-2015
Кыргызско-германское сотрудничество в цифрах и фактах

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×