5 апреля 2025 года состоялись сороковины Нарына Айыпа, внезапно ушедшего от нас в расцвете творческих сил. Замечательного человека, журналиста с международным именем, ученого-физика, обладателя черного пояса каратэ. Первым открывшим частную независимую газету «Мурок» в Москве, когда он работал в академическом научно-исследовательском институте, куда выходцам из советских республик было попасть очень и очень нелегко.
Надо было обладать большими научными талантами, что он подтверждал тем, что с отличием окончил университет и защитил свою дипломную работу в новосибирском отделении ФИАН, ставшим крупным центром научной мысли в Сибири.
Но обретение Кыргызстаном государственной независимости в 1991 году круто изменило его жизнь и он активно начал принимать участие в общественно-политической жизни страны, став известным и популярным журналистом. Физики у нас почему-то становятся талантливыми журналистами. Говорю об этом, вспоминая легендарного Александра Ивановича Малеваного, физика-атомщика, приехавшего во Фрунзе по направлению и волею судьбы ставшего главным редактором «Советской Киргизии», переименованной в период обретения независимости в «Слово Кыргызстана». Человека, который на протяжении нескольких десятилетий определял уровень отечественной журналистики в КР и задавал ей высокую планку. Сколько он воспитал высококлассных журналистов, не счесть. Их имена были всегда на слуху.
Нарын тоже можно без обиняков сказать стал отцом-основателем независимой кыргызской журналистики, верность которой он сохранил до конца жизни, достойно представляя ее внутри страны и за рубежом. Он тоже имеет плеяду талантливых воспитанников, которые вместе с журналистской общественностью работают над тем, чтобы увековечить его имя и благородные дела.
Будучи бишкекским парнем Нарын самостоятельно свободно овладел кыргызским языком, даже поправлял работы маститых кыргызоязычных филологов и журналистов.
Самостоятельно изучил английский язык, свободно говорил и писал на нем. Безмерно увлекался музыкальным творчеством группы «Битлз». Был страстным пропагандистом ее прекрасной музыки.
Я был по пути на родину, в дороге. Ездил в давно запланированную командировку. Не успевал и думая о предстоящем прощании, говорят, когда наступает 40 дней, душа умершего покидает родной дом и улетает во Вселенную.
И вспомнил наш один разговор, которых было очень много. Нарын был интеллектуалом и интереснейшим собеседником. Я ещё не раз напишу о том, каким он был человеком, личностью. Одной и даже нескольких статей не хватит, чтобы описать его редкую в наше время величественную фигуру человека, жившего по принципам.
Как-то раз он снова пригласил меня на очередное телеинтервью на какую-то тему. Я ему сказал, что не слишком ли часто он приглашает меня? Что подумают люди? Он ответил, что рад бы кого-то пригласить, разнообразить мнения, но многие политики отказываются прийти по причине незнания проблемы. И тогда он сказал мне слова, которые запомнились мне. На Западе, где он долгое время работал, политики отвечают на любые вопросы, заданные им. С удовольствием принимают приглашения. Там действует принцип, если ты политик, обязан знать все! Объяснять любые вопросы и предлагать решения. У нас же надо искать, кто в чем сведущ, какая у него специализация. Поэтому у него в эфире так было мало политиков. Легче было пригласить учёных или экспертов, которые могли и лучше, и интереснее раскрыть проблему.
И вправду, подумал я, вспомнив, как работал на «5 канале» телеведущим политической программы «Политбюро» в 2006-2007 годах по совместительству.
Доноры передачи просили приглашать кыргызских политиков, а я по темам передачи не мог их найти. Например, по реформе пенитенциарной системы. Еле-еле уговорил одного известного депутата, буквально силой затащил его в студию.
Умалял политиков, чтобы перед эфиром хотя бы что-нибудь почитали о предмете разговора. У меня была одна передача в неделю. Практически вся она уходила на поиски одного собеседника. Надоело искать и упрашивать. В конце концов устал, бросил все и ушел!
При кажущейся многочисленности политиков у нас одновременно ощущается их огромный дефицит. А некоторые политики вообще ничего не знают и не понимают. Парадокс? Особенность кыргызской политической системы? Связанная с «набеговой культурой», приведшей к нескольким государственным переворотам, в результате которой из политики и государственного управления вымывались в неизвестность целые пласты образованных поколений и людей.
На днях известный российский учёный политолог Екатерина Шульман, зачисленная в иностранные агенты, говоря о кыргызской демократии, сказала, что у нас ее нет, а за демократию принимают национальную традицию. Есть над чем задуматься?
Нарын байкенин жаткан жери жайлуу болсун, топурагы торко болсун.