На днях была замечательная возможность на конференции в Жогорку Кенеше, посвященной памяти одного из пяти отцов-основателей Абдыкадыра Орозбекова, рассказать об этой героической личности всю правду без прикрас. Докладчики — молодцы, добыли много новых архивных материалов. Хотя надо признать были разные выступления, сильные и умные, и дежурные, как в старину.
Аксакала, который был малограмотным, а таковых в то время было большинство среди населения, пытались изобразить кыргызским Лениным или Сталиным. Зачем-то стали придумывать и оправдывать, что у него не было высшего образования. Его не было у Сталина, и даже у Троцкого. Не было и у гениального Юсупа Абдрахманова, за спиной которого было лишь 4 класса русско-туземной школы в иссык-кульской Сазановке и краткосрочные трехмесячные курсы марксизма-ленинизма в Москве, где наспех готовили большевистские кадры. Юсуп был прирожденным гением. Для таких не надо образования. Или ученой степени, легко переплюнут любого академика.
Недавно родственник Джамшитбека Карабекова, легендарного красного командира, профессор Иллинойского университета Джаныбек Адышев сообщил, что в анкете его предка было написано, что он окончил Казанский университет, зооветеринарный факультет. Если это так, то это сенсация, он — первый кыргыз с высшим образованием. Он был племянником двух знаменитых датка («генералов») - Кокандского Алымбека и бухарского - Курманджан - супругов, правителей Алая. Джамшитбек был аристократом и ему тоже не оказалось достойного места в большевистской политической системе диктатуры пролетариата.
Есть у нас болезненная привычка говорить то, чего не было. Во главе созданной советской автономии требовался рабочий или крестьянин- бедняк, желательно революционер или участник гражданской войны. Под эти критерии подошёл А.Орозбеков. Рассмотрели на заседании большевистской фракции первого учредительного съезда, одобрили. Председателя Ревкома Иманалы Айдарбекова, бывшего из манапского сословия, а потому не мог по большевистским понятиям возглавить область, ругали за социальное происхождение как могли, но не свергали. Его оппонентам было важно дискредитировать его (на съезде был почетный гость - член ВЦИК А.Голубков, а также другие почетные гости из Ташкента), чтобы сторонники не выдвинули Айдарбекова снова на должность главы области, но уже не временного правительства, каким был Ревком, а настоящей, легитимной — председателя Облисполкома ККАО, куда рвался Рахманкул Худайкулов, безграмотный политический авантюрист, мечтавший стать «Калк-Ата» (по материалам ОГПУ). Шанс у него был, его поддерживал первый секретарь обкома партии М.Каменский, который использовал его как дубинку против т.н. «националистов». Имелась в виду группа А.Сыдыкова и его соратники. В итоге развернувшейся политической борьбы Худайкулов проиграл, а в 1926 г. был осуждён за уголовные преступления. Был снят с работы и Каменский, поддерживавший авантюристов и уголовников. А должность главы автономии Айдарбеков мирно без склоки и стенаний передал Абдыкадыру Орозбекову, которого хорошо знал и верил ему. Он был свой, из той редкой породы людей, которые действительно были за народ! Не на словах, а на деле. Кровь проливал!
«Власть», которую ему дали в облисполкоме, была не больше, чем у главы айыл окмоту. Но заместителем ему назначили деятельного 24-летнего Ю.Абдрахманова, который через год станет председателем кыргызского Совнаркома, которым он будет управлять 7 лет.
Орозбекову очень повезло, что у него был очень яркий и грамотный заместитель, который хорошо знал свое дело. Вместе они стали вытаскивать область из колониальной бедности и нищеты. Вот такая была тогда особенная политическая система. Когда вся власть находилась не в руках официальных лиц, а партийных секретарей.
Абдыкадыр Орозбеков на своем посту был 12 лет и в отличие от многих подпевал и подхалимов, которых и в то время было много, остался человеком, сильной личностью, никого не предал и никого не репрессировал. Помогал людям, как мог, и погиб как народный герой. Об этом почему-то мало говорили, а может быть и не поняли, что и почему. Может быть, потому что таких людей уже почти не осталось.
Все прошло обычно, как в рамках юбилея. Старались говорить только хорошее, опуская острые проблемы. Так и не раскрыв до конца личность и храбрость, мужественность этого выдающегося человека, которого советская власть забыла сразу, как только окончилась гражданская война… Надеюсь, что современные историки Кыргызстана раскроют его портрет к следующему юбилею.
У отцов-основателей была очень трудная судьба. Очень велика вероятность не прийти в один день домой с работы. Потому что быть политиком, особенно в революционные годы, когда не работали законы, было очень опасно, многие погибли, не дожив до старости.
Отцы-основатели, без лишнего пафоса будет сказано, думали о народе и погибли за него, как будто, «сговорились» в один 1938 год. Кроме Ишеналы Арабаева. Он погиб первым в 1934 г. в ташкентской тюрьме. Официальная версия — отравился насваем. Скорее запытали до смерти. Потому что этим фальшивым диагнозам сейчас уже никто не верит. Погиб за родину, за народ! Важно сейчас найти его захоронение в Ташкенте и вернуть останки домой. Как необходимо найти останки ещё двух наших отцов-основателей Абдыкерима Сыдыкова, расстрелянного в феврале 1938 г., и Абдыкадыра Орозбекова, расстрелянного в апреле 1938 г.
Абдрахманов и Айдарбеков были расстреляны в ноябре 1938 г. среди 138 граждан Кыргызстана. Их останки были найдены в Чон-Таше, где сейчас сооружён памятный мемориальный комплекс жертв политических репрессий.
Это очень важно для будущего нашей Родины!