Внутренних врагов правящего политического режима стали различать ещё в древние времена. Даже тогда, когда не было политики и государства. В первобытно-общинных строе. Врагов тогда убивали и даже съедали. Это были времена повального каннибализма. Когда гоминоиды тотально голодали от нехватки еды. Да и время жестокое было, никакого гуманизма в условиях полуживотного состояния человека.
Первыми стали их наказывать эллины. Каждый год высылая путем «остракизма» (глиняные таблички) людей, угрожающих демократии и желающих восстановить тиранию или власть олигархии. Их не казнили, не отбирали собственность, отправляли в добровольную ссылку на 10 лет. Уезжали они главным образом к персидским императорам, которые с удовольствием их брали на службу. Назначали на высокие должности и осыпали богатствами и благами. Стратег Фемистокл (который сам часто прибегал к остракизму против своих оппонентов), победитель морской битвы над огромным персидским флотом при Саламинах, служил губернатором провинции, но на измену родине, которая изгнала его, заподозрив в царских амбициях, так и не пошел. Изгнан из Афин были и знаменитые граждане — политик и философ Фукидид, полководец Мильтиад — победитель персов в битве при Марафоне и другие. Всего было проскрибировано примерно 18 человек.
Термин «враг» по отношению к своим гражданам был впервые использован в древнем Риме. При диктаторе Cулле их стали называть «врагами Рима», составляя «проскрипции» («тетради мертвых»). И впервые стали уничтожать, отбирая собственность. Наказывая и убивая родственников, сторонников. За донос на «врага народа» стали платить, из суммы реквизированного имущества. Поэтому резко возросло число «врагов народа», в которые стали записывать даже случайных людей. В числе «врагов Рима» оказались философ Цицерон, военачальник Гай Марий, консул Марк Антоний и др. Первый, кто отказался проводить репрессии среди своих противников был Гай Юлий Цезарь, ставший впоследствии пожизненным диктатором, который погиб от рук заговорщиков-республиканцев , как «враг Рима».
Этот термин впоследствии очень понравился политикам и введен в массовый оборот. Появились «враги» по другим направлениям — «враги революции», «враги отечества», «враги республики», «враги рейха», «враги вождя» и прочие «враги», которые гибли тысячами и десятками тысяч.
Потом масштабы вражеской деятельности стали стремительно расти по геометрической прогрессии. В большевистско-сталинское время появился термин «враг народа», с помощью которого уничтожили миллионы людей.
Врагов большими массами в тюрьмах и концлагерях, на улицах уничтожали во времена гитлеровского нацизма, культурной революции в Китае, в Кампучии, в Руанде...
«Врагов», так оказывается устроена психика человека, искали и в демократиях. В США не совсем откровенно и грубо, как в СССР, в период маккартизма их стали называть «иностранными агентами».
Но суть этого термина от этого не поменялся, хотя и сейчас законодатели стараются придумать какие-нибудь новые названия. Например, «проводники иностранной силы», «инопроводники» и т.п. Под которыми, как ни крути, подразумеваются «враги народа».
Поэтому нашим законодателям и политикам нужно быть очень осторожными в обращении с различными терминами, напоминающими трагическое прошлое.