(Евангелие от пророка Омурбека Текебаева)
Чем дальше, тем веселее. В этой стране правят бал наркобароны и мифы. Первые финансово и материально, вторые идеально, с претензией на светлое будущее всей планеты. Кыргызские мифы о величии. Вначале был миф о суверенитете. Затем - о парламентаризме. Теперь - о вселенском размахе мудрого слова “Кетсин!” (“Пусть уходит!”). Это слово – пароль, обозначение народного недовольства по любому поводу, вошедшее в арсенал прочных традиций национальных митингов протестного электората.
По утверждению автора последней кыргызской Конституции, лидера оппозиционной парламентской фракции “Ата-Мекен” (“Земля предков”) Омурбека Текебаева, апрельский государственный переворот 2010 года войдёт в мировую историю с глобальным статусом, так как “ послужил толчком для аналогичных народных выступлений в других странах мира”. И термин перевороту О. Текебаев придумал почти сам - “кетсинизм” - “общественное недовольство социальными и экономическими условиями жизни, которое в итоге выливается в требование политических перемен”.
Что-то вроде марксизма наших дней. Налицо фундамент университетского “правильного мальчика” советских времён с поправкой на американскую гегемонию. “Кетсинизм” как теоретическая концепция мессианского предназначения соплеменников О. Текебаева для всего человечества. Как удовлетворение болезненной потребности в мировом признании Богом забытого уголка планеты. Короче, кто-то придумывает атомные двигатели, а кто-то “кетсин”, и если вы не “сечёте” разницу, то грош вам цена в базарный день.
Жаль, конечно, что нет патентного бюро по регистрации национальных “кетсинов”. А могли бы озолотиться.
Основатель глубинной психологии Карл Густав Юнг называл подобные проявления человеческого поведения “бессознательным тождеством с объектом”, которое вообще-то никогда не было предметом сознания. На тождестве основан наивный предрассудок, будто психология одного человека равна психологии другого; будто всюду действуют одни и те же мотивы; будто приятное мне, разумеется, должно доставить удовольствие и другому. На тождестве же основана далее возможность суггестивного внушения и психической заразы. Особенно ясно тождество выступает в патологических случаях, например у параноика, когда собственное субъективное содержание предполагается у другого как само собой разумеющееся. Опасность тождества параноидального в том, что оно делает возможной сознательную социальную установку в слаборазвитой части населения.
Вся эта детская конфигурация, с одной стороны, призвана “дублировать” во вселенском масштабе то, что происходило в апреле прошлого года в Бишкеке на дворцовой площади Ала-Тоо, а с другой - явно воспринимается в свете архаичных представлений. По-видимому, нерукотворный памятник вождю “люмпен-кетсинов” в виде придуманного им термина должен символизировать его присутствие в любой горячей точке планеты, а само имя и образ вождя должны придать мировому пространству сакраментальный и идолоподобный характер. Все, кто есть, должны даже помимо своей воли приобщиться к “мырксистско-кетсинской” идеологии с младенческой колыбели.
Мырк – самое ругательное слово городских кыргызов по отношению к сельским. Символизирует развитие последних в направлении грамотного обслуживания бай-манапов (деревенской элиты) – современных существ с крохотными глазками, толстой шеей и непомерно развитыми жевательными мышцами лица, как то: квалифицировано пасти их скот, вовремя подлить им водочки на пирушке, разделать для них кусок мяса, смотреть в рот своим благодетелям, навеки оставаясь их рабами. В мировую литературу вошло как гротеск благодаря роману великого Чингиза Айтматова “И дольше века длится день”. В человеческом плане – это люди слаборазвитые: фанатики или автоматы. Кстати, не следует думать, что они плохие или “брак”, с технической стороны это – авангард и цвет национального “Кетсин’а!”. Жаль, конечно, этих парней и девчонок. В них много души, и они умеют драться. Когда-нибудь они тоже проснутся и встанут с колен. Но сегодня, предел их жизненного цикла – попасть в Бишкек и обзавестись сотовым телефоном.
Мои личные наблюдения говорят: на территории Средней Азии нет народа ментально более близкого к русским, чем кыргызы. Во всяком случае, бишкекские кыргызы. Те же ценности, то же чувство достоинства и та же бесшабашность и смекалка. В кругу коренной бишкекской молодёжи – нет национальностей, есть бесконечная жажда самоутверждения и жизни без предательства. Но слишком мало таких ребят в среде замордованных батраков. Это и есть наше бытие. Каждый вправе толковать его по-своему. Но это правда о нашем человеке: ничтожном и глубоком, смешном и великом.
По статистике 80 % переворотов происходит в странах, где 60 % населения моложе 30 лет. Кыргызстан в этом плане – не исключение. И всё, что хотят современные молодые люди – это жить в свободной, хорошо управляемой стране, гарантирующей занятость в соответствии с личным талантом и профессиональной компетентностью.
Две вещи поражают в современном Кыргызстане особенно наглядно: нахрапистый грабёж российской собственности под лозунгом национализации и последующее стремление избежать ответственности посредством национального собрания – курултая, проводимого под эгидой предприимчивых политиков. Относительно первого всё понятно. Правительство безошибочно, нюхом старого волка чувствует близкий распад правящей коалиции. Поэтому сознательно грабит последнее. Больше грабить будет нечего. Заключительный, финальный аккорд уничтожения государственной экономики. Последний шанс набить карманы деньгами. И это при том, что правительство - крупнейший владелец акций и прочих ценных бумаг. То есть буквально сидит на деньгах. Но имея слабое представление о том, как функционируют финансовые рынки, оно своими незаинтересованными действиями полностью обесценивает их стоимость на бирже. Это либо недопонимание последствий низкого уровня профессиональной подготовки соответствующих чиновников, либо умышленное вредительство.
Игры вокруг наглого присвоения российского пакета акций (51 %) сотового оператора связи “МегаКом”; возможная передача туркам оборонного завода “Дастан” (48 % российской доли); планы по ликвидации всех русских географических названий; смещение первого российского канала с лучшей частоты и современного ретранслятора в пользу национального телевидения и много чего ещё – вот далеко не полный перечень “достойных инициатив” существующей власти. Кстати, первым о национализации “МегаКома”, а равно и “Дастана” заговорил вышеупомянутый О. Текебаев. Цель многопланова – разжечь антирусские настроения, выдавить некыргызское население из страны, заполучить в собственность сверхприбыльный российский бизнес и шантажировать Москву в надежде на льготные кредиты для пустующей казны.
Понятно, что дискриминации со стороны национал-маргиналов не добавляет оптимизма русскоязычным эмиграционным настроениям. Отток славян будет только усиливаться.
Всё это вынудит Россию, в конечном счёте, показать клыки на законодательном уровне. И результат не заставит себя ждать.
Тут параллель почти хронологическая. Достаточно вспомнить события прошлого года. Первого апреля Россия по известным причинам решением Госдумы прекратила поставку бензина в республику. Через неделю произошёл государственный переворот. И рабочие визы для мигрантов-гастарбайтеров вводить не надо. Кыргызская власть сама себе подписывает смертный приговор, действуя в соответствии с традициями средневековых набегов, полностью оправдывая генетически доставшиеся повадки не так уж и далёких пращуров.
Так что же такое курултай? Это что-то вроде съезда народных представителей. В чистых белоснежных колпаках и столь же чистом неглиже. Курултай должен решить вопрос власти: у кого забрать и кому отдать. Народ живёт своей жизнью. Периодически, храбро кидается в атаку, но зачастую после первой неудачи, отступает. А десятки разных комитетов и комиссий парламента занимаются чем угодно, только не страной. В общем, греются на солнышке, детально разбирают сюжеты сказок о народных героях, именами которых хотят облагодетельствовать звёзды на небесном своде и время от времени углубляются в семейные бизнес-проекты. Они млеют от сознания собственной исключительности и очень гордятся принадлежностью к властным структурам. Считают себя цветом и гордостью нации. На фоне повального воровства всех и вся. Ради сиюминутной наживы они уничтожают страну и подводят всех нас к последней черте, за которой кровавый взрыв и хаос вероятного распада.
И вот тогда негодование, гнев и отчаяние сжимают сердце простого кыргыза, и лютой ненавистью проникается он к власть имущим, а зов предков подсказывает единственно понятную, веками проверенную форму народного волеизъявления – курултай с очередным “Кетсин!” Определённая, не малая и далеко не прогрессивная часть общества считает, что мы должны жить так, как жили наши прадеды. И всё будет у нас хорошо. Кочевнику государство с его каменными домами не нужно. Кочевнику нужна только территория. Именно потому, что кыргызы никогда не знали государственности, они так легко расстаются с её плодами.
Курултай – это возрождение раннефеодальных представлений азиатского кочевья о справедливом правосудии варваров. Это полная дискредитация государства в его современном понимании и отказ от процедур цивилизованного управления. Разовая инъекция морфия смертельно больному сообществу маргиналов. Возврат к восточной деспотии архаичных племён тюркского средневековья. Это профанация родовой ответственности, то есть коллективная неспособность и признание государственного бессилия, уходящее корнями в тёмные глубины исторических инстинктов неразвитого и потерянного общества. Юрисдикция круговой поруки племени: карательный институт аксакалов выдаёт санкцию на междоусобный грабёж зарвавшихся соплеменников. Смысл курултая – в передаче всех властных полномочий очередному национальному падишаху, который “освободит” титульную нацию от всех забот и возложит на неё лишь небольшой круг чисто домашних работ. В этой эфемерности – вековая мечта кочевника о “халявном счастье”.
Курултай у нас обычно предшествует перевороту. Повод перманентно однообразен: экономический спад и рост цен на потребительские товары, и продукты питания.
Недавно руководитель аппарата президента переходного периода КР Эмильбек Каптагаев заявил: “Если в Кыргызстане произойдет очередной переворот, в стране однозначно установится режим полевых командиров”. И это похоже на правду. Тот редкий случай, когда простое человеческое здравомыслие и страх чиновника потерять социальные привилегии не противоречат друг другу.
Народу внушили, что парламентская республика – это хорошо. И он ждал, смутно мечтая, что парламентаризм изменит его жестокую, никчемную жизнь. Но парламентаризм к нам так и не доехал. Его хоронят заживо….
А в отдалённых кыргызских сёлах голодающие старики говорят: “Слушай, дорогой, русские нас кормили”. И вспоминают роскошный советский рацион. Они мечтают о России. А их дети? Все ещё верят в местную справедливость курултаев.