Добавить свою статью
16 Марта 2011
АТРОФИЯ ДОВЕРИЯ
Планы по строительству в Бишкеке биологической лаборатории «всколыхнули массы». Если внимательно вглядеться в ситуацию, она может стать прекрасным «учебным материалом» для анализа настроений в обществе.

В Кыргызстане не утихают споры относительно строительства биологической лаборатории. Напомню, она должна быть создана в ближайшие годы при поддержке канадских инвесторов. Местом для лаборатории выбран Ботанический сад в городской черте столицы. Копий в споре – нужна или нет биолаборатория, опасна она или нет для здоровья граждан, за последнее время сломано немало. И у сторонников, и у противников есть свои доводы. Но вдаваться в них мы сейчас не будем. Рассмотрим другой, к сожалению упускаемый из виду аспект проблемы.

Тревога, которую вызвало в обществе известие о строительстве лаборатории, где будут храниться и изучаться штаммы в том числе особо опасных инфекций, весьма симптоматична. Это своего рода лакмусовая бумажка, которая может сказать очень много о настроениях в обществе. В частности, об отношении людей к государству, к власти. К сожалению, аналитических служб, которые бы отслеживали «температуру общественного организма», в Кыргызстане нет (или они весьма слабы, о чем свидетельствует поразительная неэффективность принимаемых властью решений за последние 20 лет). А зря. Ведь государственная власть лишается очень важного источника знания об обществе, которым оно руководит и проблемы которого должно решать. А это одна из главных причин, почему кризис, начавшийся в республике так давно, никак не хочет прекращаться. Просто власть не слышит голос людей, и настолько отдаляется от понимания реальных проблем страны и ее жителей, что об адекватном управлении кораблем под названием «Кыргызстан» не может идти и речи.

Симптомов, которые могут рассказать о самочувствии нашего общества, довольно много. Но остановимся на одном из них. А именно, перспективе появления в Бишкеке биологической лаборатории. В нормальной ситуации, подобные планы прошли бы практически незамеченными для рядовых граждан страны. Мало ли что возводится, мало ли строится объектов! И даже если планы становятся достоянием гласности, скандала это не вызывает. Достаточно разъяснений экспертов и прочих лиц, обладающих авторитетом у граждан, чтобы сбить тревогу и предотвратить кривотолки.

В отношении лаборатории разъяснений было немало. Причем достаточно здравых. По словам специалистов, строительство лаборатории, оборудованной новейшим оборудованием, позволит сконцентрировать запасы опасного, но необходимого для исследований материала в одном месте. Причем, если сейчас штаммы инфекций хранятся в ненадлежащих условиях и практически не защищены, в новой лаборатории будет современная система защиты. Которая полностью исключает возможность заражения жителей.

Казалось бы, вполне трезвые и логичные доводы. Так почему же большинство жителей столицы отказываются принимать их, и предпочитают оставаться при своих – пусть довольно туманных – опасениях? Подобная реакция закономерна. Дело в том, что общество ПЕРЕСТАЛО ВЕРИТЬ ВЛАСТИ. Причем это недоверие настолько глубоко укоренилось в народной среде, что люди «в штыки» воспринимают любые инициативы чиновников – начиная с важных, государственного масштаба решений (вроде национализации и приватизации, повышения зарплат и т.д.) и заканчивая столь обыденными вещами, как строительство лаборатории.

С чем это связано? Корни проблемы надо искать в истоках суверенитета, когда люди, привыкшие жить в государстве, служащем всем членам общества, вдруг очутились в непонятной и чуждой им реальности. Обещания власти дать сытость и свободу оказались фикцией. Вместо этого обыденностью стала давно искорененная нужда. Люди, еще вчера с уверенностью смотревшие в завтрашний день, оказались дезориентированы и беспомощны. Именно тогда между обществом и властью прошла трещина, очень скоро расширившаяся до размеров пропасти. Что наблюдал обычный человек? Что действия власти направлены исключительно на обеспечение ее собственного благополучия, что превозносимые как «благость» и «прогресс» реформы раз за разом оборачиваются аферами, направленными на ограбление страны и народа. Вспомним процесс приватизации. Огромные, с современным оборудованием заводы за копейки распродавались «своим» и переставали работать. Тысячи людей оказались безработными, вынужденными, смиряя гордость, идти торговать шмотьем на базарах, или вовсе просить подаяние. Социальные слои, которые при Союзе имели достаток и уважение (рабочие, пенсионеры и т.д.) при новой власти были объявлены «быдлом», довольствующимся крошками с барского стола. На этом фоне происходило бесстыдное и неприкрытое обогащение элиты: вырастали огромные особняки, появлялись шикарные иномарки. Красивая сказка про свободу и демократию, ради которой народ дал молчаливое согласие на разрушение СССР и отказался от социалистического строя, на деле оказалась издевкой, фантиком. Даже во время выборов на мнение людей плевали, рисуя результаты как вздумается. Не говоря уже о периодах между «народными волеизъявлениями». По сути, народ оказался отторгнут от какого-либо влияния на принимаемые решения. Последние принимались не только без него, но и во вред подавляющей массе населения.

Все это стало благодатной почвой для того, чтобы люди потеряли доверие и уважение к власти, стали видеть в ней нечто чужое и враждебное. Если использовать научные термины, то власть, государство потеряли легитимность. Отныне информация о любых действиях чиновников стала восприниматься людьми через плотный слой «самоцензуры», состоящей из недоверия и поиска скрытого, бьющего по интересам людей, подвоха.

Для государства это равнодушно-враждебное отношение подданных очень опасно. Неудивительно, что свержение двух режимов в 2005 и 2010 годах было воспринято общественным мнением с нескрываемым облегчением и даже злорадством. Со схожим отношением столкнулась и нынешняя власть. В глазах людей это такой же враждебный, отчужденный от интересов народа и страны режим, как при Акаеве и Бакиеве. Даже заявление о повышении зарплат бюджетникам в 2-3 раза, сделанное правительством, было воспринято с недоверием и нескрываемым скептицизмом. Равно как и планы по строительству биолаборатории.

Кыргызстан является обществом восточным, традиционным. Здесь роль государства и власти чрезвычайна высока. Они воспринимаются господствующим мировоззрением как гарантия стабильности и, по сути, отождествляются. Следовательно, разочарование во власти приводит к серьезным потрясениям всех государственных устоев (в отличие от западного общества с его гражданским обществом, где смена власти проходит достаточно безболезненно, без ущерба для господствующего строя), а то и к распаду государства.

Показательным примером того, к чему приводит потеря властью даже минимального авторитета, являются события в Тунисе и Египте. Здесь возмущение людей глубоким социальным расслоением и обогащением верхушки привело к кровавым столкновениям и опасному параличу государственных функций. То же самое мы наблюдаем и в Кыргызстане. В прошлом году страну от распада спасла только поддержка извне и еще нерастраченный до конца запас советской прочности – в том числе в умах и сердцах людей старшего и среднего поколения.

Но что будет, если события апреля или июня 2010 года повторятся снова? Думать об этом страшно. Авторитета новая власть до сих пор не приобрела, а защитные рамки, предохраняющие страну и общество от окончательного краха, становятся все слабее. Чтобы избежать катастрофы, власти необходимо радикально пересмотреть свое отношение к стране и народу, восстановить свой образ как слуг народа, а не паразитов, живущих за его счет. А чтобы это сделать, необходимо кропотливое и беспристрастное изучение настроений, страхов и надежд народа. Другими словами, оценка произведенных за 20 лет разрушений. Без этого формулировать (даже формулировать, не говоря уже о самом решении проблем) шаги для выхода из кризиса невозможно. Однако эта работа пока не ведется. Власть, как и прежде, разговаривает с народом на разных языках. Пропасть между ними сохраняется.

Еще одной причиной, почему строительство биолаборатории вызвало шквал опасений, является участие в проекте западных инвесторов. Недоверчивое, а то и враждебное отношение общественного мнения ко всему, что связано с Западом, не менее устойчиво, чем недоверие к власти. Здесь тоже нет ничего сверхъестественного. При помощи западных консультантов и под выделение западных кредитов разрушались наша экономика и уничтожались социальные гарантии, во многом именно зависимость от Запада, существующие барьеры ВТО и МВФ не позволяют возрождать промышленность и сельское хозяйство, дружба с США и размещение военной базы наносят удары по внешнеполитическому имиджу страны и нашей экологии. Неудивительно, что строительство лаборатории при участии канадцев воспринимается обычным человеком как очередной эксперимент над нашей республикой, при котором, весьма возможно, в очередной раз пострадаем все мы.

Так что власти есть, над чем задуматься. Есть к чему прислушаться. Было бы желание.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×