Молодежная политика любого государства считается одним из приоритетных направлений общественной деятельности. Вся система воспитания, образования направлена на подготовку будущего гражданина страны, всего мира. При этом молодежь Кыргызстана не остается в стороне от этого процесса. Она рассматривается главным ресурсом развития нашей страны. Об этом свидетельствует политические события 2010 года, где молодежь исполняла ключевую роль.
К какому курсу поменялась молодежная политика после апрельских событий? Создано министерство по делам молодежи Кыргызской Республики на базе Департамента по делам молодежи при Министерстве труда, занятости и миграции.
Сейчас действует Государственная Стратегия молодежной политики до 2015 года утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Респбулики 25-сентября 2012 года.
Во-первых, стратегия изменилась по объему. Она намного сжата и сокращена по сравнению предыдущими программами «Кыргызстан жаштары 2006-2008 гг.» еще ранней программой «Жаштык». Если программа «Кыргызстан жаштары» состоит из 16 задач, то нынешняя стратегия обозначил 6 задач и занимает всего 8 страниц текста. С одной стороны его критикуют за сжатый объем, с другой стороны лучше коротко и ясно с соответствующими ресурсами, нежели более детальная программа с мизерными средствами.
Основной целью Государственной стратегии молодежной политики до 2015 года является развитие и реализация потенциала молодежи как прогрессивной части общества, способной внести ощутимый вклад в социально-экономическое и культурное развитие Кыргызской Республики.
С 2011-2014 гг. были выделены около 60 млн. сомов на ее реализацию. С 2012 года на каждый год фиксировано сумма в размере 7,042 млн сомов.
На сегодняшний день действует 45 молодежных центров по всем областям и 4 Дома молодежи в г.Баткен, г.Талас, г.Нарын и г.Токмок. Райадминистрации, органы МСУ помогают со зданиями, а мероприятия проводятся в рамках молодежной стратегии с вовлечением общественных организаций. В этих центрах проводятся (бесплатно) курсы английского, русского и других языков, компьютерной грамотности, и разные тренинги по жизненным навыкам (профориентация, управление многообразием и временем, финансовой грамотности, форум театры). За минувшие четыре года на улучшение работы с молодежью, повышение потенциала, создание и развитие сети этих центров привлечены более 560 млн. сомов, включая оснащение их инфраструктуры, проведение тренингов, оплату тренеров и администраторов.
За четыре года более 600 тысяч человек посетили эти центры, когда в стране 1,6 млн. человек молодого возраста (от 14 до 28 лет).
Мы с пониманием относимся к работе по оптимизации. Совершенству нет предела. Уполномоченный орган ответственный за реализацию молодежной политики изменен трижды за 5 лет (Министерство по делам молодежи Кыргызской Республики – 2010 г., Министерство молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики – 2012 г., Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики). Так, с 2000 года также был изменен название уполномоченного ведомства 4 раза (Госкомитет спорта, туризма и молодежи -2002 г., Министерство образования и молодежной политики -2006 г. Госагентство физической культуры, спорта, молодежи и по делам детей, далее Департамент по делам молодежи при Министерстве труда, занятости и миграции).
Политическая элита Кыргызстана на протяжении 23 лет в поиске золотой середины в вопросе налаживания и оптимизации молодежной политики. По словам экспертов, существует несколько выводов и вариантов оптимизации.
Анализ предыдущих лет показывает необходимость сохранения в составе Министерства образования и науки, хотя данный вопрос является межотраслевым. В соседнем Казахстане и РФ пользуются данной структурой. Уровень государственного агентства физической культуры и спорта (функции по работе с молодежью 2 раза уже включала до сегодняшнего дня) которая ранее показал свою ограниченность в вопросах финансирования и координации вопросов молодежной политики реализуемых с участием других министерств и ведомств. Раньше был уровень комитета физкультуры и спорта, по делам молодежи. Но у агентства на местном уровне отсутствует соответствующая инфраструктура и ресурсы для молодежи. Возможны будут трудности сохранения и удержания достигнутых результатов по финансированию молодежных центров, учитывая потенциал агентства на местном уровне, когда у Минобразования присутствие на местном уровне надежна и сильна.
На основе вышесказанного будет оптимальным вопрос о включения функции разработки и реализации государственной молодежной политики на уровне министерства образования и науки Кыргызской Республики.