Добавить свою статью
17 Мая 2011
Менять или не менять название столицы?
Многоуважаемый Манас Орозбаевич!

Глубоко осознавая Вашу огромную занятость, я, тем не менее, решил обратиться к Вам с настоящим письмом.
Вчера звонила корреспондент Вашей газеты и интересовалась моим мнением относительно государственных символов, принятые 20 лет тому назад легендарным парламентом. К сожалению, я тогда не смог поднять еще один, на мой взгляд, важный вопрос, поскольку он мало подходил для телефонного разговора, и требовал спокойного обсуждения. А мне хотелось поднять вопрос о названии нашей столицы. Поскольку я живу за пределами столицы, решил воспользоваться возможностью электронной почты.

Действительно, в то время обсуждение названия столицы, как и флага, гимна и герба нового Кыргызстана прошел в ускоренном режиме. Это было связано с режимом работы легендарного парламента; депутаты съезжались на не продолжительное время, проблем требующих быстрого решения было много, а времени для обстоятельного обсуждения всегда не хватало. Все было ново, а парламентского опыта никакого. Многим с трудом верилось, что Кыргызстан уже независимое государство. Временами даже казалось, что это ненадолго и коммунисты вернуть всё обратно. Поэтому мы спешили переименовать как можно больше советских символов в надежде, что когда пыль от рухнувшей империи осядет, спокойно разберемся. Такое время теперь пришло и не случайно в последние годы все громче и громче поднимаются вопросы о пересмотре некоторых наши национальных символов.

Итак, о переименовании Фрунзе в Бишкек. Насколько мне помниться этот вопрос не вызвал бурного обсуждения, как флаг, гимн и герб суверенного Кыргызстана. Да и предложений было немного: Пишпек, Манас и Бишкек. Результат известен, проголосовали за Бишкек. Почему было принято такое решение? Лично на меня повлияли мнения наших деятелей литературы. Тогда властителями дум в обществе были писатели, а не денежные люди, как в наши дни. Достаточно вспомнить, что писателем номер один в СССР был наш великий земляк, а среди депутатов было немало известных писателей.

Мне хотелось предложить другое название - Кыргыз-Абад или что-то в этом роде, но обязательно связанное с именем титульной нации. Но до микрофона не добрался, так как один мой коллега по депутатскому корпусу посоветовал отказаться от такого предложения, ибо оно несет в себе отпечаток национализма и может нанести вред имиджу молодого государства. Кроме того, он намекнул, что этот город построен не кыргызами. Пришлось согласиться.

С тех пор прошло 20 лет. За этот короткий, в историческом масштабе, промежуток времени столица наша изменилась до полной не узнаваемости. Бишкек стал настоящим стольным городом со всеми атрибутами. Самое главное все новые здания, дома, улицы и вся современная городская инфраструктура, построены нами своими силами, умом и потом. Не будет преувеличением, если я скажу, чтобы построить такой современный город СССР понадобился бы 100 лет. Самое главное все это сделали сами кыргызстанцы, без чьей-либо посторонней помощи.

Вам, уважаемый Манас Орозбаевич, живущим постоянно в столице, может быть не всегда хватает времени любоваться нашим Бишкеком. А мне жителю пригородного села великолепие стольного города воспринимается особенно живо. Спускаешься со стороны села Байтик и уже в районе Чон-Арык видишь, как улыбается наша белозубая столица. Дальше едешь по проспекту Мира и чувствуешь, как ты погружаешься в мир современного города; ухоженная улица, зеркальный асфальт, поток автомашин, красочные рекламные щиты, университеты, офисы, магазины, кафе, со вкусом одетые молодые люди и не суетливые горожане, готовые подсказать Вам, подходящий транспортный маршрут или показать нужную улицу. Но при этом чувствуется, что все-таки большинстве людей живут бедно. Врачу это не трудно заметить. Видно, что эти красивые одежды куплены в ущерб хорошему и здоровому питанию.

А как чудесен вид Бишкека, когда подлетаешь в аэропорт Манас! Он мне напоминает длинный кыргызский дасторкон, а величавые белые вершины Кыргызского хребта аксакалов, ведущих не торопливую беседу за пиалкой кумыса. На мой взор симпатичен даже длинные сигары Бишкекской ТЭЦ и её дым напоминает мне самовар гостеприимного хозяина.

Воспоминание мне уносит в далекие 60-е годы, когда я впервые приехал во Фрунзе. Хотя город имел статус столицы союзной республики, мы все понимали, что настоящей столицей является Москва и только там решается наши судьбы. Если бы тогда какой-нибудь иностранец взял на себя труд выяснить, что за этот город, то ему было труднее всего доказать, что он имеет отношение к кыргызам. Так, например, ему было бы трудно понять, почему в центре столицы национальной республики существует улица с названием Киргизская, ибо нет в Москве улицы Русская, а в Лондоне Английская. А на окраине города до сих пор существуют улицы: Киргизия - 1 и Киргизия - 2. Названия почти всех улиц имели русское название или славянское окончание. (Надеюсь, еще при моей жизни исчезнут названия столичных районов и улиц с окончаниями на …-ская).

Кыргызы, прописанные во Фрунзе составляли около восьми процентов жителей города, и они представляли собою, в основном, партноменклатуры. Жили в столице, также деятели культуры и науки, но в подавляющем случае, не имея постоянного жиля, кочевали по времянкам «знаменитых» городских кварталов такие, как «Шанхай», Кузнечная крепость или Төкөлдөш.

Мало кто из нас, приехавших из отдаленных районов, помышляли остаться в столице. Тогда этот город представлял собой место, где коренные жители могут получить некоторое образование с тем, чтобы вернувшись в свои малые родины, продолжали строить коммунистическое будущее. Словом Фрунзе был безликим провинциальным русским городом и мало чем напоминал столицу суверенного государства.

Посмотрите, во что превратился наш Бишкек; он стал красивым, уютным, современным и национальным городом. Почему национальным? Да хотя бы потому, что в Кыргызстане нет ни одного аула, чтобы кто-нибудь из его жителей не имел дом или квартиру в столице. Бишкек в буквальном смысле связал весь Кыргызстан в единый и неделимый живой организм. Это поистине уникальное явление. Не случайно, едва ли не каждая кыргызская семья хочет иметь своего уголка в столице. Он стал нашим нервным центром и его импульс чувствуется всеми жителями страны. Вспомним март 2005-го и апрель 2010-го.

Наконец-то мы обрели свою столицу; теперь она навсегда наша и всеми любимая. Даже Белый Дом воспринимается милым зданием, если не вспомнить его бывших хозяев и некоторых нынешних (надеюсь временных) обитателей. Теперь уже нет надобности ехать в Москву за разрешением, за дефицитом или за справкой, что ты еще не верблюд. Нынче возвращаясь из зарубежья люди, привозят лишь сувениры, ибо в городе есть все, что нужно жителю 21-го века. Словом Бишкек превратился в настоящий абат (абат жер – заселённое, благоустроенное место, см. Кыргызско-русский словарь, 1965 г., стр. 18).

Если Вы спросите меня, о каком названии столицы я мечтаю, тогда прошу Вас вспомнить слова двух великих людей о двух столицах. «Москва – как много в этом звуке для сердца русского слилось», писал А.С. Пушкин. А о Париже Э. Хемингуей писал, как о «Празднике, который всегда с тобой». Мне бы хотелось, чтобы новое название столицы слилось биением моего сердца, и его имя отзывалось, как звук праздника.

В сущности, я ничего не имею против слов Бишкек или Пишпек. Но они, как мне кажется, больше обращены в наши суровые прошлые, а этимологически спорные. Кроме того, звучат глухо и этим они обязаны не очень удачным сочетаниям двух твердых согласных букв, которые лишают губам и зубам выразить положительную эмоцию. Правда, прежнее название столицы (Фрунзе) по своему звучанию было еще хуже, ибо на языке коренного населения не было буквы «ф», что позволило «переименовать» город каждому кыргызу по своему усмотрению, в зависимости от возраста, образования, или особенностей местного диалекта. Что касается Манас, то, как мне кажется не стоит злоупотреблять этим священным для каждого кыргыза словом, даже если нам очень хочется. (Кстати, нам еще надо «отвоевать» этот бренд от большого восточного соседа).

Другое дело, слово Кыргызабат. Звучит как набат и соответствует реальности, так как сегодняшний Бишкек, это не Фрунзе 80-х годов. Это совсем новый, современный город, которого полностью перестроили сами, своими руками. Все, которые видели последний раз нашу столицу 15-20 лет тому назад и приезжают повторно признаются, что, вопреки всем выпавшим на нашу долю трудностям, нам удалось не только сохранить город, но превратить его в прекрасный уголок Центральной Азии. Правда, некоторые соседи смотрят на нас свысока, мол, живете бедно. Да, это так. Пока. Но, в отличия от временно богатых соседей, мы не живем за счет продажи нефти, газа и других, не возобновляемых источников богатства. Оно рано или поздно кончится. Мы же опираемся в основном на наши мозги и ледники: первые помогают выжить, вторые производит энергию.

Мне настолько нравится моя же собственная фантазия, что легко могу представить, как в аэропорту Домодедово по радио объявляет: «Уважаемые пассажиры! Объявляется посадка на самолет, выполняющий рейс номер …по маршруту Москва – Кыргызабат» и все находящиеся в порту, в том числе «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык» поймут, что авиалайнер летит в столицу Кыргызстана. На всех уголках планеты, когда мало-мальски грамотный человек читает строки информационных агенств: «Официальный Кыргызабат считает, что…» без труда поймёт, что речь идет о позиции Правительства Кыргызстана, страны, которая находится в Центре Азии. Пока же многие жители планеты копаются в дальних уголках серого вещества своего мозга, чтобы припомнить, где же может находиться этот Бишкек. И только, тогда когда узнают, что Бишкек это город и столица страны названия, которого кончается на «стан» начинают думать; возможно, это страна находится где-то севернее Афганистана или Пакистана, ибо южнее их только Индийский океан или Индостан.

Уважаемый редактор! Моя цель начать разговор на эту не простую тему. Для этой цели я сознательно выбрал именно Вашу газету, так как она является официальной газетой Кыргызской Республики. Древние говорили; жизнь меняется, и вместе с ней меняемся и мы. Бишкек, как и вся страна, полностью изменился, и стал нашим национальным достоянием. Теперь настала очередь делать нашу столицу легко узнаваемой всеми жителями мира.

С уважением,

Абыт ИБРАИМОВ,
село Таш-Төбө

Газета «Эркин Тоо», Пятница, 13 - май, 2011 г.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

16-08-2021
Осторожно: Национальная академия наук!
17148

12-08-2021
Политическая и академическая элита — это болото в Кыргызстане
7979

14-04-2011
От Академии до АкОмедии наук
14412

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×