Добавить свою статью
24 Января 2017
Можно ли стать героем?

Дорогой Эсме с любовью и мерзостью

Джером Сэлинджер

Как-то племянник спросил о том, почему у известного автора Стэна Ли, создателя комиксов «Марвэл», герои имеют имена и фамилии, начинающиеся с одной и той же буквы: Питер Паркер (Человек-паук), Рид Ричардс (Фантастическая четверка), Брюс Беннер (Халк), Мэттью Мёрдок (Сорвиголова), Стивен Стрэндж (Доктор Стрэндж), Уэйд Уилсон (Дэдпул) и т.д.

fantastic4

Вспомнилась девочка из рассказа Сэлинджера «Лапа-растяпа» (в оригинале «Uncle Wiggily in Connecticut»), у которой также были вымышленные герои, которые имели имя и фамилию, начинающиеся с одной и той же буквы: Джимми Джиммирино, Микки Микеранно. Рассказ вышел в 1948 году и, возможно, как-то повлиял на Стэна Ли. По крайней мере, такой ответ пришел на ум.

myfoolishheart

«Мое глупое сердце» – экранизация рассказа «Лапа-растяпа» (Uncle Wiggily in Connecticut)

Героиня рассказа «Лапа-растяпа» Элоиза живет прошлым. Прошлым, где она потеряла своего возлюбленного друга, который умер в результате несчастного случая. Затем, сама не зная зачем, вышла замуж за другого, родила дочь, которую вовсе не любила. Элоиза больше думает о своем потерянном друге. Дочь Рамона, сама не зная, копирует мать и заводит себе воображаемого друга – Джимми Джиммирино, который также умер в результате несчастного случая, но дочка не долго думая заводит другого воображаемого друга – Микки Микеранно.

unclewiggily

Будучи несчастной в настоящем, во многом благодаря тому, что так и не смогла избавиться от прошлого, Элоиза нуждается в своем идеальном друге из прошлого. Ее дочь, на которую мать обрушила все свое недовольство собственной жизнью, копирует мать и также пытается найти защиту в воображаемом друге. Даже если его и нет – в нем спасение.

Eloiza

Точно также многие люди ищут спасение в таких «идеальных друзьях». Иногда это направлено в прошлое, иногда в будущее. Либералы ждут «нашего» Саакашвили или Ли Куан Ю. Националисты - в ожидании Манаса. Те, кто скучает по Союзу – хотят порядка от Сталина или ностальгии от Брежнева.

Уход от действительности – это уход от ответственности за свою жизнь или, в случае с ожидаемыми героями, уход от ответственности за собственную страну. При всем при этом каждому хочется все же как-то изменить себя и действительность. Тогда рождается новый воображаемый герой. Герой, который скромен в жизни, но в случае явной беды всегда приходит на помощь. Это Человек-паук.

mj

Питер Паркер – это человек, который похож на многих из нас. Он может прийти на помощь в случае явной видимой беды, но абсолютно беспомощен против системной несправедливости. Питер Паркер – это реакция на видимую беду и беспомощность против системной беды. Всплески героизма, которые были у нас в периоды потрясений – это как переодевание в воображаемого героя. После того, как видимая беда уходит, мы прячем свой костюм героя и возвращаемся в действительности, где мы действительно бессильны.

spiderman

Справедливость, свобода, любовь и другие подобные чувства– это такие же необходимые человеку чувства как и пять классических чувств (зрение, обоняние, вкус, осязание, слух). Люди часто видят примеры мобилизации против видимого зла и воспринимают это как надежду на то, что наше общество может измениться в лучшую сторону. Нельзя сказать, что это не меняет людей, но между тем социальная мобилизация в больших масштабах была бы невозможна без уже готовых точек доверия, которые были созданы активистами задолго до этого.

Удивительно, но несмотря на горе, человек способен воодушевиться примером сплочения людей перед лицом общей беды. Шок и депрессия сменяются воодушевлением и надеждой. Создается впечатление, что сила любви людей друг к другу способна на многие поступки и деяния.

kiss

Однако на самом деле – это сладкий самообман, который создает ощущения надежды на лучшее. Это анатомия мозга, который, чтобы не перегружать одну часть мозга, переключает его на другую часть. Это видно по детям, когда много посмеявшись вечером, они начинают беспричинно плакать. Точно также мозг переключает и в другую сторону. Таким образом, мозг всего лишь восстанавливает баланс. Ощущения надежды мимолетны, и мы возвращаемся в собственную реальность, где вместо поцелуя Мэри Джейн нас ждет немного другая реальность.

brezhnev

Точно также как нельзя голод заглушить просмотром фильмов или сном, точно также нельзя затушить чувство несправедливости или несвободы. Фильм или сон может отвлечь на время от голода, но он – голод – вернется. И этот голод человечества, народа, отдельного индивида пожирает все вокруг, себя, других, природу. Поэтому человечество ненасытно в своем потреблении ресурсов, ощущений, впечатлений. Оно старается отвлечься от отсутствия таких базовых человеческих (не животных) чувств как справедливость, свобода, любовь. Чем больше несправедливости, тем больше потребления. Те, кто стоит во главе несправедливости, заглушают это чувство властью, богатством и т.п. Но невозможно починить крышу, ремонтируя стены. Если нет справедливости – ее надо восстанавливать. Если нет свободы – ее надо получить. Невозможно одно заменить другим. Слепой может усилить свой слух, обоняние, осязание, вкус, но он все равно слепой. Ему не нужно много слуха – ему нужны глаза.

usurer

"Всему ужасному любви недостает". Рильки

Вот ростовщик из Индии – воплощение несправедливости и жадности в стране, где неравенство возведено в религию. Его, как и других ростовщиков, не любят, скорее всего, ненавидят. Он говорит, что «если он будет одет во все золотое, то ни одна женщина не устоит». Эта фраза показывает то, что ему действительно не хватает – любви. Он может завести себе жену, клюнувшую на его рубашку, но если она будет любить его рубашку, то она его не спасет. Точно также как многие люди вершат несправедливость и получают нелюбовь и ненависть от людей. Они чувствуют остро отсутствие любви, поэтому готовы делать показательные пожертвования, заводят токолок, любовниц, подхалимов – все это показатели отсутствия любви, а не жажды власти. Говорят, жадность к власти и богатству безгранична, – нет это всего лишь попытки закидать золотом и подлизами свою дыру в груди. Но если ты слеп, тебе нужны глаза, а не уши побольше, если ты глух, тебе нужны уши, а не глаза поострее.

02_uncle_wiggly

Те точки доверия, которые были созданы активистами и через которые осуществлялась мобилизация людей в дни трагедии, эти точки были созданы на основе большой любви и в то же время ощущения мерзости от несправедливости. При всей любви к людям, которые нуждаются в помощи, активисты столкнулись с физическим нежеланием терпеть несправедливость. Они поняли, что чувство справедливости должно быть заполнено только восстановлением справедливости и ничем другим. Они каждодневным упорным трудом сделали невидимые беды общества – видимыми. Каждый может стать таким, если только после случаев проявления помощи, благородства, сострадания физически не захочет возвращаться в настоящую реальность, потому что он увидел свет во тьме. Общество может и должно поменяться не путем ярких, но кратковременных случаев мобилизации общества, а путем каждодневного труда, направленного на улучшение не только общества, но и собственного самочувствия. Потому что для человека чувства справедливости, свободы и любви (и др.) – это те вещи, без которых он всегда будет чувствовать свою незавершенность.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×