Изменение климата сильнее сказывается на горных внутриконтинентальных странах. В Кыргызской Республике за последние сто лет среднегодовая температура возросла на 0,2˚С больше чем общемировая. Потепление отразится на продовольственной безопасности и страны, которые не могут прокормить себя самостоятельно будут испытывать большие трудности, так как даже в ведущих странах с передовыми сельскохозяйственными технологиями, прогнозируется снижение урожайности. Согласно докладу ООН, основанном на заключении Межправительственной группы экспертов по изменению климата, к 2050 году ожидается снижение урожайности основных злаковых: кукурузы, риса и пшеницы на 25%, при том что население планеты продолжает расти.
В нашей стране изменение климата усугубляется быстрой потерей сельхозугодий. Неумелое использование земли фермерами, привело к тому, что из существующих 10,8 млн га сельскохозяйственных угодий, 88% подвергаются деградации и опустыниванию. В других странах Центральной Азии наблюдается такая же ситуация. При этом несмотря на ряд межгосударственных природоохранных соглашений, страны региона не могут справиться с проблемами охраны природы.
Мургабский район Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана населен в основном кыргызами, которые практически полностью заняты в животноводстве, в основном яководстве.
Яки на «крыше мира» - традиционное название Памира
Экономические проблемы, вызванные развалом СССР, прекращением так называемого «московского обеспечения» и периодом нестабильности в Таджикистане, привели к тому что этот труднодоступный высокогорный район остался на грани выживания. В районе наблюдалась устойчивая внешняя (в основном, в Кыргызскую Республику) и внутренняя (в районный центр Мургаб) миграции. Из-за реконструкции местной ГЭС населенные пункты района долгое время остаются без электричества. При этом несмотря на то, что Мургабский район является одним из самых засушливых и безоблачных регионов мира, солнечная энергия здесь используется в очень малых масштабах. Небольшие солнечные панели китайского производства используются для зарядки телефонов и использования небольших электроприборов. Район импортирует практически все из Оша и цены здесь вдвое-втрое дороже, чем в Бишкеке.
Энергия солнца может более эффективно применяться и в сельском хозяйстве. Традиционно считается, что «в Мургабе ничего не растет кроме столбов», но сотрудники Памирского ботанического сада имени А.В.Гурского (Хорог, Горно-Бадахшанская автономная область) на базе Мургабского отделения разработали метод выращивания картофеля в ямах. Пока что местное население не воспользовалось данным методом. Занятое выживанием население не может себе позволить экспериментировать, хотя данный метод столь же древний, как сам культурный сорт картофеля. Интересно, что многие сорта картофеля были выведены инками именно в ямах, только более глубоких и масштабных.
Сельскохозяйственная лаборатория инков в горных Андах
Сельскохозяйственная лаборатория инков в Морае, в горах современного Перу, использовала ямы для повышения температуры – разница между нижней и верхней террасами доходила до 5-6 ˚С. Каменные террасы, давали тепло ночью, когда нагретые днем камни отдавали свое тепло земле. Считается, что с изменением климата ареал распространения растений будет идти все выше. Возможно и нам, жителям Центральной Азии, вслед за инками предстоит освоить и террасное, и ямное земледелие, которое помогает не только сохранять почву от вымывания, что является главной проблемой для наших наклонных полей, но и предохранять посевы от заморозков, если террасы обложена камнями.
Декоративная каменная кладка в городском парке Хорога
Несмотря на то, что правительство Таджикистана сняло таможенную пошлину на ввоз угля из Кыргызской Республики (месторождение Сары-Моңгол), население все еще сильно использует местный карликовый кустарник терскен.
Терскен выдергивают вместе с корнями
По словам местных жителей терскен собирают уже за 60 км от Мургаба, хотя еще в 2004 году, когда мне впервые удалось посетить этот район, его собирали в округе районного центра. Это значит, что вокруг Мургаба образовалась 120 километровая безтерскеновая зона природного бедствия. Такие же зоны образовались и вокруг других поселков района. Все пастбища Мургабского района также подвержены деградации и опустыниванию, что грозит будущему скотоводства на Восточном Памире.
Есть ли будущее у детей мургабских скотоводов?
Трудовая миграция, развитие туризма безусловно повышает возможности альтернативных скотоводству источников дохода, но не снижает нагрузку на пастбища и особенно на терскеновые заросли. Опустынивание района приводит к тому, что пыль оседает на ледники, которые от этого быстрее тают. В общем человеческий фактор небольшой группы людей района, не превышающих количеством 15 тысяч, распределен на огромные площади и затрагивает множество природных зон.
Между тем существуют решения, которые способствовали бы как уменьшению вырубки терскена, так и экономии семейного бюджета местных жителей. Цена терскена может доходить до 5000 сомов и это при круглогодичном его потреблении. Эти идеи также могут быть полезны и для нас, так как могут существенно снизить потребление дров в сельской местности и дать вторую жизнь вещам, которые обычно идут на свалку. В интернете есть множество рецептов того, как из простых и недорогих вещей сделать солнечные чайники и очаги для кипячения воды и приготовления еды. Это могут быть старые зонты или картонные коробки, обклеенные обычной фольгой. Цена таких материалов не превышает 150 – 300 сомов, а экономический эффект будет ощутимым. Возможно изготовление солнечных установок прямого действия из более долговечных и водостойких материалов. В любом случае экономический и природоохранный эффект от них доказан опытом многих людей в различных регионах мира.
Примеры солнечных чайников и очагов
В Мургабе устройства прямой солнечной энергии могут быть особенно эффективны, так как количество солнечных дней в текущем сентябре, например, составляет 29 дней, а в декабре – 25 дней. С учетом холода, ветра и высокогорья не всегда удастся достичь температуры кипения или готовки, но даже нагрев воды даст существенную экономию ресурсов.
Очень трудно убедить людей начать пользоваться солнечными установками прямого действия. Скорее всего, на первом этапе солнечные установки должны просто раздаваться людям по системе прямой помощи. Нам самим также необходимо прививать культуру применения прямой солнечной энергии, так как солнечные панели пока что доступны не всем. Солнечные устройства прямого действия могли бы способствовать потреблению кипяченной воды в регионах, страдающих от недостатка чистой воды. Кипячение в солнечных установках могло бы дать экономию электроэнергии и дров, что само по себе уже самопомощь для бедных семей.