Во-первых, уже давно идет процесс сращивания бывших криминальных лиц с радикальными такфиристскими идеологиями. Так как тюрьмы в Кыргызстане и Казахстане лагерного содержания и являются рассадниками радикальных идей и источниками пополнения рядов террористических групп.
Во-вторых, одной из основных причин, толкающей молодежь в такфиристские террористические группы, например в Кыргызстане - протест против социальной, правовой несправедливости, коррумпированности государственной системы, двойных стандартов в обществе. Молодежь часто не видит возможности самореализации в стране.
В-третьих, отсутствие или дефицит информации об исламе и его культуре на основах умеренности приводит к тому, что молодежь попадает в Интернет в паутину радикальных сайтов. Уехавшие в Сирию и Ирак молодые люди – это в основном вчерашние неофиты. Первичная информация, которую они получили через сайты в Интернете, YouTube, Facebook, Одноклассники и Whatsapp была радикальной по своей сути. Происходит сильнейшая вербовка через социальные сети, через знакомых и друзей.
В условиях такого глубокого кризиса в стране после двух революций 2005 и 2010 годов либеральные и демократические ценности давно уже потеряли свою значимость. На сегодняшний день молодежь с каждым годом будем искать новые идеологические ориентиры, новую форму власти. Даже ответы на вопросы, которые связаны с политикой, молодые люди все чаще начинают искать в религии.
Времени остается мало. Есть риск, что деструктивное внешнее вмешательство при жесткой позиции Кыргызстана в отношении к большому глобальному игроку, внутренние предвыборные политические игры, кризис в экономике и социальной сфере, повальная коррупция и межэтнические вопросы могут подтолкнуть к дестабилизации. Существует также фактор угрозы инфильтрации террористических групп со стороны Афганистана на территорию Центральной Азии и проникновение в Ферганскую долину. Есть еще и откровенно антиисламские силы внутри страны, этакие светские радикалы, различные сектанты, шаманисты и т.д, которые откровенно вешают ярлыки на ислам и мусульман, оскорбляют наши ценности и подстрекают. Они регулярно поднимают в СМИ вопросы о хиджабе, численности мечетей.
А взамен? (Они предлагают короткие юбки, бары и дискотеки?). Вот и получается, что быть мусульманином или мусульманкой на основах умеренности - испытание. Радикалы такфиристы называют нас муртадами, а светские экстремисты - исламистами.
Думаю, что мусульманские общины стран ЦА сильно нуждаются в интеллектуальной исламской мысли и в общей стратегии. Должны быть проведены исследования по проблемам такфира (обвинение в неверии других мусульман). Интеллектуальная исламская мысль должна рождаться и развиваться в наших регионах.
Совершенно очевидно, что нужно делать свой независимый интеллектуальный мозговой центр - «Аль-Азхар» в ЦА. Для этого нужна политическая воля всех стран. Необходимо на государственном уровне в СМИ, университетах и мечетях популяризировать систему понимания прав человека в исламе, личностных свобод, прав религиозных меньшинств в исламе, прав женщин и детей, запрета в объявлении в неверии и правильного понимания джихада. Для этого, конечно же, нужно сначала принимать законы или государственные программы гарантии обеспечения безопасности имамам, улемам, экспертам, выступающим против идеологий террористических групп.
В наших странах, возможно в будущем, назреет необходимость для проведения профилактики и поддержания высокого духовного и морального уровня в силовых структурах и армии - рассматривать вопрос о введении института войсковых имамов под контролем ДУМК Кыргызстана.
Также для укрепления национального законодательства и снижения коррупции в судебных органах нужна постепенная в будущем интеграция частных норм и инструментов исламского права в систему светского гражданского права (семейное право, развод, наследование и т.д.).