В последнее время складывается впечатление, что до сих пор в стране не наступил предрекаемый «постатамбаевский» период, скорее продолжается эпоха Атамбаева. Оппозиция продолжает натиск на экс-президента, который просто держит паузу, видимо, не хочет своей активностью мешать становлению нового президента Жээнбекова.
Но противники Атамбаева любыми путями хотят, чтобы экс-президент вышел на сцену. Хотя это вполне понятное состояние, оппозиция не может без Атамбаева, как бы это не звучало парадоксально. У оппозиции без Атамбаева может наступить тяжелый кризис – паралич воли и полное опустошение. Такая ситуация в науке получило название дилемма протеста или кризис воли.
Вот что писал один из известных философов Ролло Мэй: «Но если воля остается сугубо протестующей, она сохраняет свою зависимость от того, против чего она протестует. Протест – это наполовину развившаяся воля. Зависимый, как ребенок от родителей, он черпает свою силу у своего врага. Это постепенно лишает волю ее сути; вы всегда остаетесь тенью вашего противника, ожидая, когда он сделает ход, чтобы сделать ход самому. Рано или поздно ваша воля опустошится, и тогда, возможно, вы будете вынуждены отступить к другой линии защиты.
Эта следующая защита является проекцией вины. Лицемерная уверенность в своей правоте, обретаемая посредством такого обвинения другого, дает временное удовлетворение. Но, помимо очевидного грубого упрощения нашей исторической ситуации, мы платим и намного более серьезную цену за такое самоуспокоение. Обвинение врага подразумевает, что он, а не мы, имеет свободу выбора и действия, а мы можем только отвечать ему. Это допущение в свою очередь разрушает наш собственный покой. Таким образом активность воли все больше сводится к тавтологичным повторам и в конце концов переходит в апатию. И если апатия не может быть преобразована в импульс для продвижения на более высокий уровень сознания, необходимый для того, чтобы решить стоящую на повестке для проблему, то человек – или группа – склонны отказываться от самой способности проявления воли. Чтобы избежать апатии при таком параличе воли, человек рано или поздно должен задать себе вопрос: «А не скрыто ли во мне самом то, что и есть причиной этого паралича или же способствует ему?».
Более точной характеристики трудно дать. Есть, конечно, и расчет у части оппозиции в отношении Атамбаева, более корыстный и прагматичный. Исходя из того, что в мировой политике действующий президент всегда в первое время все негативное списывает на предшественника, оппоненты Атамбаева хотят сыграть на этом и как-то подобраться ближе к Жээнбекову. Но время покажет, насколько ныне действующий президент поддастся искушению. Пока Жээнбеков пытается дистанцируется, грубо говоря, он не хочет стать куклой в руках, возомнивших себя великими манипуляторами, людей.
Атамбаев же продолжает держать паузу. Его оппоненты продолжают наступать на него. Теперь они пытаются представить период президентства Атамбаева самым мрачным периодом истории Кыргызстана, представляя экс-президента самым авторитарным главой государства. Но простые вопросы могут разбить их истерические выпады, ребята, а почему Атамбаев – автократ не остался у власти? Почему, меняя Конституцию, он не обеспечил себе возможность переизбрания? Как-то нелогично действовал «автократ Атамбаев». Ему опытному политику ведь было понятно, что с его уходом политическая ситуация в стране начнет изменяться, поменяется расклад сил в госаппарате, новый президент в любом случае будет кроить под себя и будет работать со своей командой.
Мало этого, Атамбаев прекрасно знал, что политические силы в стране, в том числе и те, кто демонстрировал проатамбаевскую позицию могут резко сменить свои взгляды. Но, несмотря на все это, Атамбаев ушел, подчинился Конституции и не начал проявлять политическую активность, даже затянул со съездом СДПК, чтобы не создавать определенную нервозность в стране.
Может быть, дело в другом. Просто Атамбаев стал выше, даже над собой, над собственной логикой опытного и прожженного политика. Единственное, что не смог сделать Атамбаев – это исполнить свое обещание забрать старую гвардию политиков с собой. Но, наверное, в этом сказывается другая часть натуры Атамбаева – поэтическая, склонность к идеализму. В принципе и эта часть обещания будет скоро выполнена, так как, очень быстро оппозиция из временщиков, различных сил, которые так долго тусуются в политическом поле просто впадут в ступор и народ начнет оглядываться на них как на анахронизм, как на атавизм. И тогда их попросят на выход.
Но эта оппозиция будет держаться до последнего, и как за последнюю соломинку хвататься за Атамбаева, удерживая вымышленный образ негласного продолжения атамбаевского периода. Что будет постоянно неким образом дезавуировать действующего президента Жээнбекова, которого будут пытаться делать лидером оппозиции к Атамбаеву. Но такое положение вещей будет вызывать недоумение у народа, который просто будет задаваться вопросом: кто же правит страной?
А Атамбаев может продолжать держать паузу, которая может стать гибельной для его противников.