Кыргызстан сегодня «итке минип олтурат», т.е. переживает свои трудные времена, но, слава Богу, все же иногда в нашей серой жизни в нашем нищем государстве кому-то удается радовать свой народ своими внезапными творческими взлетами международного масштаба, как это сделали Атай Омурзаков или Гульжигит Калыков. При этом они умудряются зарабатывать неплохие деньги.
Смешно, что сегодня их успехам, а точнее, заработанным с огромным трудом деньгам, завидуют власти, вместо того, что они сами должны были их, наоборот, поощрять, поддержать для полной реализации их творческого потенциала, чтобы они и в дальнейшем прославили свой маленький Кыргызстан.
В выходные дни иногда включаю Биринчи канал, чтобы посмотреть музыкальную программу «Ала-Тоо таңшыйт», однако часто от нее «курсагым тойбойт», т.е. нередко допускают музыкальные произведения низкой пробы, а также неталантливых исполнителей, что приходится переключать на другой канал, скажем, казахский «Хабар».
Не стану сравнивать уровень музыкальных программ казахстанских телевизионщиков с нашими, однако просто хочу отметить вот что. Однажды по казахстанским ТВ был концерт, и посмотрев два-три музыкальных номера, сразу понял, что эстрада или народная музыка там действительно развивается. Знаете, чем они меня удивили? Один ансамбль, состоящий из домбристов, великолепно исполнял наше кю «Чайкама». Как здорово казахские музыканты играли его на своем инструменте, как руками ловко двигали!!! Только, к сожалению, перед началом или после ее исполнения не было сказано или написано в титрах, что кю-то кыргызское. А в казахском концертном зале сидели, заметно было, и иностранцы. Словом, я тогда почти убедился, что наше кю «Чайкама» казахи уже себе «присвоили»…
Из Китая мне привезли музыкальные произведения, исполненные местными кыргызами. А посмотрев и послушав «Манас» в их исполнении, я совсем растерялся. Представляете, «Манас» они исполняли… хором, чего никогда раньше не слышал. И слышать не мог, ибо он, «Манас», обычно рассказывается лишь одним манасчи, так как у каждого манасчи свой текст, своя манера повествования, своя мелодия, наконец. Короче говоря, китайцы, а точнее, китайские кыргызы превратили наш «Манас» в коллективный гимн…
Думаю, эти два примера должны беспокоить наших чиновников, курирующих сферу нашей музыкальной культуры.
Еще. Как известно, Гульжигит победил на музыкальном конкурсе тюркских народов, исполнив старую песню. Сейчас модно делать «римейк», но мне не нравится, когда в какой-то старой песне, переделанной на новый «лад», не узнаешь ее оригинал, музыкальность. В этом отношении лучше всех получается у Г.Сатылгановой, голос которой очень уважаю. К сожалению, мне жаль, что ей, имея неординарный голос, почему-то до сих пор не удается спеть по российскому телевидению.
Токтогул Сейитбеков