Добавить свою статью
21 Апреля 2022
Часть III. Средневековая водопроводная система

Любовь Михайловна Ведутова, - научный сотрудник Института истории, археологии и этнологии Национальной академии наук Кыргызской Республики, рассказывает:

Вот это – Бурана, это вал вокруг него. И вот эти большие замки. Два бугра - это замки были, двухэтажные. На Буране был замок торговца, внизу - складские помещения, а на втором этаже – жилище.

А тут нет стены, река смыла... За рекой не может быть стены. Ползала по арыкам, искала. Тут поле было, люцерну сеяли. Аксакалы всё время приходили, сидели, смотрели. И нашла вал на этом поле, небольшая возвышенность на поле, бульдозером растянули.

Опять аксакалы подходят. Я спрашиваю:

- Вы тут давно живете, знаете, раньше не был тут большой бугор?

Аксакал:

- Да, был.

- Ах, а что же вы не сказали?

- А ты не спрашивала. Мы за тобой наблюдали, - и так посмеивается, мудро посмеивается надо мной.

- Так я же ползала, искала, мухи вот такие покусали. А вы не могли сказать?

Вот тоже психологический элемент культуры. В Библии написано: «Стучи в дверь, тебе откроют”. Понимаете, другая фразеология «Ты же не спрашивала», что в Библии. А Библия - это же целая культура, древняя: «Стучись, тебе откроют». А если не стучать, то не откроют. Вот представляете?!

Археология - это не просто раскопать, вот этот горшок сюда поставить. Это междисциплинарные исследования, надо язык знать, кыргызский язык обязательно, культуру, привычки людей, столько знать, помимо того, что копать. Раскопать – раскопают, а вот археология - такая наука, которая в узел связывает многое, прежде всего, культуру народа. Вот удивительные вещи. Поэтому так трудно уйти на пенсию, не столько из-за зарплаты, она такая, что лучше я вам говорить не буду. А ты уже пупком привязан к этой культуре, ты не можешь просто уйти. А потом, когда новое и новое открывается...

Вопрос: Во время экскурсии нам рассказывали о городском водопроводе, что сохранилось от него?

Водопровод сохранился, трубы там лежат. Тоже я копала. Потому что там ещё есть баня из жженого кирпича, тоже караханидского времени.

Баня на юге есть около Сулейман-Тоо, прямо внизу, такую баню раскопали в Каджи-Сае на южном берегу Иссык-Куля. Три бани получается по разным регионам, - Иссык-Куль, Чуй и в Оше.

Вот здесь был вал, а за валом находятся баня из жженого кирпича. И всегда считалось, что баню построили рядом с рекой, тут же вода и оттуда воду носили. А потом, когда я исследовала саму реку, я пошла вдоль реки, полезла в горы, откуда она вытекает. Что-то тут подозрительно, то есть из ущелья вытекает и сюда течет? А потом оказалось, что река раньше текла куда-то туда, не сюда к Буране, а дальше на восток.

Если вот здесь центральный город шахристан, здесь рабад, где жилые дома, так вот река идет через дома. Не может река размывать дома. Она сейчас размывает. Значит когда строили эти дома, её не было. И я поняла, что её тут вообще не было тогда. Тут у них свои родники были. Значит река была где-то отсюда дальше. Но потом нашла, где она могла быть, стала исследовать. Потом тут прокопали сельский канал, что-то им надо было. Этот канал разрезал водопровод. Тут труба водопроводная была. Стала копать, 25 метров раскопала.

Водопровод был за пределами, какие-то ответвления были в город. Баня питалась водопроводной водой. Вот эти трубы были в реке, большие куски находила в реке. Большие трубы были выше, а тут поближе – небольшие трубки. Вода текла беспрестанно, может быть пробку какую-то делали, не знаю. Но, во всяком случае, баня питалась от водопровода и реки тут вообще не было. Вода потом, видимо, когда город разрушился, хлынула по руслу водопровода.

Водопровод был из труб, вставленных одна в другую. Они были керамические, обожженные. Было глиняное возвышение, и там ложа была. Труба лежала в ложе на возвышении. А рядом была дренажная канавка, арычок гипсом замазывался. Представляете, вода же оттуда вытекает, чтобы она не заполнялась в болото, стекает в дренажную канавку и уходит куда-то в поле. А рядом с дренажной канавкой ещё была выложена из камня узкая дорожка, чтобы водопроводчик ходил, проверял. Надо было всё время наблюдать, не разрушается ли. Он ходил по этой дорожке, смотрел арычок с водой. Это целая система была, водопроводная. Я там 25 метров раскопала, потом труба уходила вглубь, большое наслоение земли было. Хотя, можно было копать, конечно, но нужды в данный момент нет. Вот так и определила, что тогда реки тут не было.

В XV веке, когда всё уже разрушилось, ходил тут один ученый. Он пришел сюда, спрашивал, как называется место, а жители сказали Бурана. Он решил, что они неправильно произносят слово «мунара». Так в литературу вошло. И все следуют за ним, пусть он ученый был грамотный, бог с ним. И Бурана стала связываться со словом «мунара».

Есть ещё река Бурана, ущелье Бурана, городище Бурана, село недалеко тоже Бурана называется. Но, если всё называется Бурана... Я вот обещала для проекта* подготовить статью в печать, начала писать о Буране и вышла на такие вещи... Уже статья меня ведет, а не я её...

* Проект «Сохранение башни Бурана, — памятника XI века в Кыргызской Республике, от антропогенных и сейсмических угроз».

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
По теме
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

13-07-2022
Оценка сейсмической опасности для исторических памятников
4285

14-05-2022
Любовь Ведутова: «Я всегда говорю, задавайте вопросы...»
1766

22-04-2022
Часть IV. Астрономические наблюдения эпохи бронзы
3236

20-04-2022
Часть II. Миф Буранинского городища
3687

19-04-2022
Археология становится твоей частью
2409

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×