Получив 31 год назад «на блюдечке» независимость, кыргызы, как государствообразующая нация, приобрели уникальную возможность для построения собственного государства сохранить себя как нацию. Но как мы используем этот исторический дар?
Шанс самим делать историю своего государства выпадает не каждому народу. Мы должны всегда помнить о том, что до настоящего времени иные народы, например, курды и уйгуры, по численности во много крат превосходящие кыргызов, не имеют своего национального государства. Эти народы, в отличие от нас, наверняка, даже на генетическом уровне знают цену свободе, независимости, национальной государственности, многие десятки лет ведя борьбу за независимость. Независимость, если на неё не успели покуситься соседи, - это уникальный шанс, выпадающий, может быть, раз в историю. Ее потенциал может быть либо проигран в борьбе с внешним врагом, либо бездарно израсходован своими руками, самоуничтожением.
Угрозы государственности сохраняются
Три десятка лет строительства независимого государства не дают нам оснований успокаиваться. Угроза независимости, существования кыргызской государственности пока сохраняется. И общая задача патриотической части общества и государства - предотвратить эту угрозу сегодня. Откуда бы они ни исходили. И это главное сегодня.
Некоторые общественные движения, неправительственные организации, отдельные политики, граждане, средства массовой информации нарушают Конституцию и законы Кыргызской Республики, открыто разжигают социальную рознь, клевещут на политических и общественных деятелей, государственный аппарат, оскорбляют достоинство людей, выступают против конституционного устройства, внутренней и внешней политики власти, шельмуют собственную страну, в которой они живут, гражданами которой они являются. Однако не несут за это ни законную, ни моральную ответственность. Судя по их выступлениям, заявлениям, публикациям в Кыргызстане дела так плохи, что дальше уже некуда. А ведь это откровенная ложь.
На самом деле доморощенные «оппозиционеры» и прикормленные западом «либералы» в своей деятельности против действующей власти осознанно пользуются рецептами доктора Йозефа Геббельса - гитлеровского министра пропаганды, известного в истории человечества «классика пропаганды», «творческое наследие» которого востребовано и по сей день.
Вот основные принципы «геббельсовской пропаганды»: 1) «Пропаганда должна воздействовать больше на чувства, чем на разум»; 2) «Помимо «белой», правдивой информации, необходимо использовать «серую», то есть полуправду, и «черную» - откровенную ложь: мы добиваемся не правды, а эффекта»; 3) «Если вы произнесете достаточно большую ложь и будете его повторять, то люди в итоге в нее верят»; 4) «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой»; 5) «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят и тем быстрее она распространяется» .
Но свобода слова не должна превращаться в орудие, в институт дезинформации общественности и дискредитации государства. Как правило, разжигание страстей в обществе, противопоставление ведет к хаосу, охлократии (власти неуправляемой толпы), и в результате - к похоронам демократии и фундамента государства вообще. Между тем абсолютному большинству граждан важен независимый Кыргызстан, нам важно наше государство, нам важно в стране наводить правовой порядок и улучшать жизнь людей в условиях порядка, стабильности и общественно-политического спокойствия.
Сделать Кыргызстан дееспособным государством в условиях 21-го века можно лишь в случае осуществления комплексной модернизации государственного управления и всей политической и экономической системы, совершенствования законодательства путем принятия законов, направленного на защиту законных интересов государства.
Это необходимо для повышения устойчивости и эффективности государства. Только сильное государство - как политическая форма объединения народа под общей властью ради общественного блага, способно решать сложнейшие задачи по разрешению кризисов, борьбу за экономический и политический суверенитет, процветание народа, и т.д.
Как неправительственные организации разрушают основы государственности
В последние три десятилетия в качестве внешних агентов влияния (в основном США и Евросоюза) активно стали выступать неправительственные организации (НПО), усилиями которых была организована серия так называемых «цветных революций» на постсоветском пространстве – в Грузии, Украине, Кыргызстане, в Северной Африке и на Ближнем Востоке (Египет, Ливия, Сирия).
Судя по аналитическим публикациям в средствах массовой информации зарубежных стран, считается, что старейшей организацией такого рода является «Центр по прикладному ненасильственному действию и стратегиям» (ЦПНДС) в Сербии, на семинарах которого готовились специалисты по организации свержения президента С.Милошевича в Югославии, «цветных революций» в Украине, Грузии, Кыргызстане, попыток государственных переворотов в Белоруссии, Венесуэле и Иране. Со стороны Соединенных Штатов его курирует Национальный фонд демократии (НФД), Государственный департамент и Агентство по международному развитию (АМР), а среди спонсоров данного проекта следует отметить американский «Фридом Хаус», Фонды «Открытое общество» американского финансового магната Дж.Сороса.
Девизом НПО на самом деле служит классическое выражение американской внешнеполитической доктрины: «оккупация иностранных государств в идеале должна начинаться с фильмов Голливуда и закусочных Макдональдса, после чего прилетают крылатые ракеты фирмы Макдональд Дуглас и устанавливается американский флаг». Это говорит о том, что руководящим принципом западных НПО является стремление играть на всех фронтах и охватывать своим вниманием все слои политического спектра общества.
США, Евросоюз и созданные ими сеть НПО, продвигающих американские и европейские интересы под лозунгами защиты «прав человека», содействие в продвижении «демократии», полагаются на якобы «спонтанные», подпитываемые локальным недовольством отдельных социальных групп той или иной страны протестные движения, чтобы осуществлять программируемые смены режимов и продвигать западную (США, Евросоюз) стратегию глобального доминирования.
Как отмечает американская исследовательская корпорация RAND, «правительство США должно поощрять неправительственные организации к тому, чтобы предлагать обучение будущим реформаторам, развивая навыки в создании партий и общественных движений, стремящимся к проведению демократических реформ. Соединенные Штаты должны помочь реформаторам получить и использовать информационные технологии, оказывая помощь американским компаниям при инвестировании в инфраструктуры связи и развитие информационных технологий. В свою очередь, американские информационные технологические компании могли бы также способствовать тому, чтобы веб-сайты реформаторов продолжали устойчиво работать при обеспечении укрытия их от внимания правительства».
Поэтому западная «помощь» деятельности НПО, как правило, направлена подрыв государственности определенных стран с целью смены режимов. В руках Запада НПО выступают как оппоненты государства. Балансируя на грани соблюдения законодательства и используя его несовершенство, они с помощью информационных технологий осуществляют скрытое воздействие на эмоциональную и психологическую сферы населения, продвигая в его сознание идеи западной демократии, чуждой массовой культуры, моральных ценностей либерализма. Целью такого воздействия является перевод социальных групп, определенную часть общественности, как объекта такого воздействия, под внешнее управление.
В основе тактики НПО, действующих в различных странах, в том числе и в Кыргызстане, лежат следующие принципы:
– отказ от участия в проектах с явно выраженной направленностью на укрепление основ государственности;
– предоставление приоритета при выделении финансовых и материальных средств низовым звеньям и исполнителям;
– обучение функционеров и активистов оппозиционных движений на сопредельных с данным государством территориях;
– организация новых, независимых от государства, аналитических центров, изучающих не только общественные процессы, но и разрабатывающих политтехнологические, правовые, социокультурные и конфессиональные проекты, способствующие усилению влияния внешних актеров;
– ориентирование и подготовка оппозиционных организаций для участия в выборах и оспаривания их результатов путем организации массовых протестных выступлений.
При этом концентрация усилий внутренней оппозиции осуществляется по следующим направлениям:
– поиск и привлечение источников финансирования;
– организация и проведение кампаний социальной направленности без явного (но реально имеющегося) политического подтекста с целью завоевания симпатий различных категорий граждан;
– обеспечение максимально широкого информационного освещения своих акций с выходом на государственные и международные СМИ;
– налаживание контактов с представителями различных государственных структур и органов власти, через которые должно осуществляться лоббирование своих интересов.
Реализация стратегии и тактики оппозиционных структур, направляемых и вдохновляемых НПО, осуществляется по следующим направлениям:
– разработка инструментов и совершенствование форм влияния на формирование и развитие в нужном направлении политической обстановки в стране;
– прагматизм и последовательность во взаимоотношениях с властью с целью навязывания ей своих «правил игры»;
– консолидация и координация действий всех ячеек сети оппозиционных сил при концентрации усилий на решение главных задач политической борьбы;
– выработка программных идей и методов борьбы оппозиции, выражающаяся в системности и масштабности действий в сочетании с убедительностью и эмоциональной насыщенностью выдвигаемых лозунгов и программ действий;
– минимизация рисков политической борьбы. Это означает, что в случае противодействия или репрессий со стороны властей, вся сетевая структура должна переходить на автономный режим функционирования своих ячеек;
– проведение кампании по дискредитации и делегитимизации руководства страны с целью закрепления в массовом сознании его негативного образа;
– поиск путей усиления внешнего влияния на руководство страны;
– поиск новых форм коммуникаций с населением страны, в числе которых приоритетным является использование социальных сетей в Интернете и сотовой связи для обеспечения мобильности социальных групп и его быстрой мобилизации на протестные выступления. Способность к адаптации функциональных ячеек сетевой структуры заключающаяся в умении улавливать и использовать в своих целях все значимые тенденции в развитии социально-политической обстановки в стране;
– подготовка для работы в условиях кризисных ситуаций руководящих органов оппозиционных структур, позиционирующих себя как «теневое» правительство;
– «раскрутка» и «обкатка» в ходе участия в протестных акциях лидеров и активистов оппозиции, а также поиск финансовой и политической поддержки со стороны внешних сил;
– реальная оценка в ходе участия в протестных акциях возможностей оппозиции в части привлекательности для населения страны предлагаемой политической программы, а также реальной численности активно и пассивно поддерживающей оппозицию части населения;
– преодоление «информационной блокады» оппозиции со стороны государственных СМИ посредством инициирования соответствующих информационных поводов;
– расширение контактов в среде политической и деловой элиты страны и работа с той частью, которая ориентирована на перемены. Убеждение максимального количества их представителей в возможности положительных изменений в случае прихода оппозиции к власти;
– использование в пропагандистских целях любых кризисных ситуаций, связанных с социально-экономическими проблемами, а также выдвижение популистских лозунгов для расширения своего влияния в массах.
Оппозиция же сосредотачивает свои усилия на следующих направлениях:
– расширение социальной базы поддержки и получение молчаливого одобрения со стороны населения страны;
– консолидация всех противников власти с последующей их идеологической и организационной структуризацией;
– поддержка на критическом уровне протестных настроений населения на фоне формирования позитивного имиджа лидеров оппозиции;
– внедрение в массовое сознание положительного имиджа "молодых политиков", критически настроенных к существующему режиму, поддержка молодежных структур радикального толка.
Механизмы и средства достижения политических целей оппозиции следующие:
– разработка поэтапного плана действий в информационно-сетевом сообществе с акцентом на их синхронность и унификацию;
– выдвижение, если это возможно, единого кандидата от оппозиции, принятие единой символики, обеспечение близости программных лозунгов и тем выступлений;
– создание координационных центров, обеспечивающих единый подход к планированию действий, планирование взаимодействия со СМИ, правовое и информационное обеспечение политической кампании;
– работа с населением на основе использования политических и психологических технологий воздействия на сознание людей;
– разработка плана действий оппозиции на случай введения чрезвычайного положения в стране.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что информационно-сетевые войны, ведущиеся финансируемыми Западом НПО и СМИ против кыргызского государства – это война в виртуальном пространстве. Со стороны внешних кураторов (спонсоров) НПО – это, прежде всего, попытка взять на себя управление сначала социальными группами, частью общественности, а затем и критически важными элементами государственной структуры, в условиях созданной ими хаотизации социально-политической жизни общества. В то же время, для государственных органов информационно-сетевая война против финансируемых Западом НПО, СМИ, оппозиционных движений должна стать средством предотвращения конфликта на ранней стадии его зарождения.
Заключение
Для руководства нашей страны, для государственного аппарата активно участвующих в модернизационных преобразованиях проблема усиления государства является безотлагательной. Можно сколько угодно рассуждать о риске принятия решений в условиях, когда будущее принципиально неизвестно. Но риски отказа от стратегии модернизации и усиления государства в наших конкретных условиях существенно больше, чем последствия отказа от реализации соответствующей разумной стратегии.
В настоящее время на повестке дня государственного строительства стоит сверхважная задача наведения (при необходимости – жестко) правового порядка во власти и в стране. Предельно учитывающего все стандарты демократии, и одновременно обеспечивающего все компоненты сильной и правовой власти. Именно сейчас от этого в высокой степени зависит сохранение и укрепление суверенитета Кыргызстана во всех ее измерениях - политическом, экономическом, социальном.
Не повысив качество государственного управления, невозможно двигаться вперед, решать самые насущные социально-экономические проблемы. Только сильная и стабильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить их эффективное исполнение, в состоянии выполнить свои обязанности перед гражданами и, в первую очередь, установить правовой порядок в стране. Тогда появится реальный шанс перейти от непримиримой политической борьбы к нормальной, цивилизованной политической жизни, от конфронтации к конструктивному сотрудничеству общественно-политических сил.
Сильная власть позволит обуздать «капризы и шалости» отдельных людей во власти. Обществу необходимо усвоить очевидную аксиому: демократия в первую очередь связана с ответственностью перед законом. Должны править законы, а не личности. И, разумеется, сильная власть не падет, образно выражаясь, от дуновения легкого ветерка или даже сильного шторма. Посмотрите: в странах, где сложились многовековые традиции сильного государства, даже выход на улицы и площади нескольких сотен тысяч людей одновременно не приводит к «падению» даже правительства.
В условиях масштабных изменений внешних условий, уклонение от принятия стратегических решений, ориентация на инерционную траекторию развития влечет за собой быстрое нарастание рисков. Это, в свою очередь, повышает вероятность экономического, общественно-политического кризиса, угрожающего самому существованию кыргызской государственности.
Мурат Укушов, заслуженный юрист Кыргызской Республики