В Жогорку Кенеше сегодня, 17 ноября, обсуждается вопрос о соглашении по границам между Кыргызстаном и Узбекистаном, в том числе и по Кемпир-Абадскому водохранилищу. Максимально простым языком хотелось бы остановиться на фактах относительно данного вопроса.
Сразу же хочу отметить, что все аргументы, приводимые противниками Соглашения, не имеют под собой почву. Уверен, что дискуссия в ЖК снимет все сомнения оппонентов. Прямая трансляция с заседания ЖК должна поставить точку в этом вопросе.
Анализируя Соглашение, можно привести следующие факты:
1. Узбекистан полностью управлял водохранилищем, плотина полностью принадлежала узбекской стороне. А по новому соглашению управление плотиной будет на паритетной основе (50 на 50). Кыргызстанские села, расположенные рядом, могут качать воду насосами для полива, свободно выпасать скот, ловить рыбу и вести другую хозяйственную деятельность.
2. Горизонт уровня воды, установленный по соглашению 1965 года, был на отметке 908 метров, что привело к затоплению 5731 на земли. По новому соглашению горизонт воды снижен до 900 метров, что позволит освободить от воды большую площадь. Под водой останется 358 га. Узбекская сторона компенсирует эту площадь, передав Кыргызстану 1000 гектаров: 500 га в Сузаке, 500 га в Узгене. Также следует учесть, что после снижения уровня воды с 908 м до 900 м, освободится 1246 га, которые перейдут Кыргызстану.
3. Узбекистан в 1965 году передавал Кыргызстану в счёт компенсации за Кемпир-Абадское водохранилище обширную площадь земель. На этих землях были построены и располагаются на данный момент — село Кок-Талаа Кадамжайского района, поселок Пылдырак, село Кок-Талаа Кадамжайского района, село Достук Ноокенского района, поселок Жетиген, территория Падыша-Ата, поселок Кара-Добо, участок Ажек-Тоо в Ала-Буке.
Таким образом, можно уверенно сказать, что проблема водохранилища сильно политизирована, вероятно, с далеко идущими целями. Создаётся впечатление, что реализуется проект по дестабилизации ситуации в стране, с целью расшатывания ситуации, охлаждения отношений с Узбекистаном, что в свою очередь сорвет строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Соответственно, есть внешние игроки, моделирующую эту ситуацию с помощью заинтересованных элит внутри страны. Причем разыгрывается один и тот же сценарий, что привело к переворотам 2005 и 2010 годов. «Болевой точкой» тогда были Кумтор и Узенгу-Куш, а сейчас Кемпирабад. Сегодня на заседании ЖК, я уверен, все болевые опросы будут сняты в ходе рассмотрения. В этот раз попытка дестабилизации не состоится.
Вопросы границ болезненные, но для их решения требуется большое мужество. Без полностью описанных границ невозможно стабильное развитие государства.