К огромному сожалению, в настоящее время следственные судьи в отношении обвиняемых в основном применяют меру пресечения в виде заключения под стражу.
Но в соответствии с ч. 1 ст. 114 УПК Кыргызской Республики, заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет.
При применении меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении следственного судьи, суда, определении суда должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья, суд принял такое решение. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания либо представленные в нарушение требований УПК.
Таким образом, в постановлении об избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения и продлении срока содержания под стражей суд должен указать, почему в отношении лица нельзя избрать более мягкую меру пресечения.
На это прямо указал Пленум Верховного суда КР в постановлении от 13 сентября 2019 года №16 «О практике применения судами уголовно-процессуального законодательства о проверке законности и обоснованности задержания и мерах пресечения».
Следственные судьи не анализируют и не отражают в судебном решении материалы, которые представил следователь в качестве обоснования для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого, а пишут используя готовый шаблон.
Мы считаем, что недопустимо использовать стандартные обезличенные формулировки по типу «он подозревается в совершении тяжкого преступления не имеет постоянное место жительство, и оставаясь на свободе может воспрепятствовать ведению следствия и скрыться, а также не возмещен материальный ущерб от совершения преступления» без анализа этих материалов.