10 января 2021 года состоялись внеочередные выборы Президента Кыргызской Республики – народ избрал главой государства С.Н. Жапарова. В этот же день состоялся конституционный референдум, который определил форму правления в стране как президентскую республику. Начался важный этап в новейшей истории нашей страны – модернизация экономической, общественно-политической и социальной системы государства, наведение правового порядка во власти и в обществе. Цель – укрепление кыргызского государства. Как известно, эта цель составила основу предвыборной платформы Президента С.Н. Жапарова.
ЗАЧЕМ НУЖНО СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО?
Современный мир находится на стадии перехода к новому состоянию. Пока контуры новых принципов планетарной организации человечества лишь начинают вырисовываться. При этом уже отчетливо понятно, что важность государственных институтов и норм в будущем станет лишь возрастать. Проблема обеспечения интересов кыргызского государства, национальных интересов начинает выходит на первый план в деятельности государства.
Три десятка лет строительства независимого государства не дают нам оснований успокаиваться. Кровавые январские события 2022 года в соседнем Казахстане, попытка дестабилизации общественно-политической ситуации летом 2022 года в Узбекистане (события в Каракалпакстане), декабрьская попытка «цветной революции» в Сербии свидетельствуют о том, что угроза независимости, существования кыргызской государственности пока сохраняется. И общая задача патриотической части общества и государства - предотвратить эти угрозы, которые, как правило, инициируются «заклятыми зарубежными друзьями». И это главное в текущем 2024 году.
Сделать Кыргызстан дееспособным государством в условиях 21-го века можно лишь в случае осуществления комплексной программы модернизации государства, совершенствования законодательства путем принятия законов, направленного на защиту законных интересов государства. Это необходимо для повышения устойчивости и эффективности государства. Мировой опыт, а также наш горький собственный опыт, свидетельствует о том, что взрывная, бессистемная политическая либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже к потере государственности.
Только сильное государство - как политическая форма объединения народа под единой властью ради общественного блага, способно решать сложнейшие задачи по разрешению кризисов, борьбу за экономический и политический суверенитет, процветание народа. И потому в настоящее время на повестке дня государственного строительства стоит сверхважная задача наведения правового порядка в стране. Предельно учитывающего все стандарты демократии, и одновременно обеспечивающего все компоненты сильной и правовой власти. Именно сейчас от этого в высокой степени зависит сохранение и укрепление независимости Кыргызстана во всех ее измерениях - политическом, экономическом, социальном.
Только сильное и эффективное государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы, способно создать условия для благополучной жизни людей и для процветания нашей Родины - Кыргызстана. При этом важно научиться использовать инструменты сильного государства для обеспечения свободы - свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества.
В основе многих неурядиц, переживаемых Кыргызстаном, лежат политический инфантилизм, дилетантство, безответственность и вседозволенность по отношению к своему государству, отсутствие государственнического подхода и пренебрежение интересами государства у части общественно-политических деятелей, депутатов, журналистов, представителей (активистов) гражданского общества и граждан - в основном молодого поколения кыргызстанцев. Беда кыргызского общества в том, что зачастую оно борется с собственной государственностью, не понимая, что само общество, его успехи и благополучие зависят от силы государства и его институтов, что человеческое общество не придумало лучшего инструмента для своей защиты, чем государство.
На вопрос «зачем нужно государство?» великий русский философ Николай Бердяев дал самый точный ответ из всех возможных ответов: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.» Пора бы многим нашим общественно-политическим деятелям, депутатам, журналистам, гражданским активистам, гражданам, кыргызскому обществу в целом – понять эту истину.
НАВЕДЕНИЕ ПОРЯДКА ВО ВЛАСТИ, УТВЕРЖДЕНИЕ В СТРАНЕ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА И ЗАКОННОСТИ
Сегодня главный приоритет государственного строительства на ближайшие годы - наведение порядка во власти, установление законности и правового порядка в государстве. Только сильная и стабильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить их эффективное исполнение, в состоянии выполнить свои обязанности перед гражданами и, в первую очередь, установить правовой порядок в стране.
После октябрьских событий 2020 года правовой порядок в стране постепенно начал складываться, причем с трудом, болезненно. Но покоится этот порядок пока еще на очень зыбкой почве. Не хватает, по крайней мере, двух составляющих, которые бы эту почву укрепили: 1) в нашем обществе отсутствует традиция использования юридических процедур в случае возникновения спорных вопросов во взаимоотношениях государства и общества. Люди приучились разрешать их с помощью митингов, перекрытия дорог, давления толпы на государственные органы, суды, что недопустимо; 2) в обществе сегодня нет достаточно высокой политической и правовой культуры. Неадекватное понимание определенной частью общественно-политических деятелей, представителей гражданского общества (гражданских активистов) и граждан принципов демократии, разгул «уличной охлократии» при крайне низком правосознании большинства граждан способен натворить много бед.
Не укрепив правопорядок, не обеспечив прочную законность в стране, мы не добьемся решительных позитивных сдвигов ни в государственном строительстве, ни в экономике. Правовой порядок – это безопасность граждан и их собственности, уверенность в завтрашнем дне. Государству следует начать с себя. Оно должно не только устанавливать правила и законы, но и соблюдать их. Наведение порядка во власти привнесет чёткое понимание того, на каких уровнях какие решения принимаются, кто ответственен за их исполнение и в какие сроки, что является первым условием обеспечения общественной поддержки власти. И если власть не способна сама себя отрегулировать, то об этом не может быть и речи.
Необходимо, чтобы деятельность государственных органов, должностных лиц становилась примером законопослушного, высоконравственного поведения. Доверие граждан к власти возможно лишь, если само государство, его органы и должностные лица будут соблюдать принимаемые им законы, не делать изъятия в их применении в зависимости от целесообразности и политической конъюнктуры. Научим друг друга уважать установленные правила, научимся сами вести себя прилично - вынудим к тому же и других. Будем наказывать за нарушения строго по закону - и те, кому до сих пор было выгодней их нарушать, предпочтут с государством больше не связываться. Только так добьемся от каждого выполнения единых, определенных законом норм поведения.
Между тем, в обществе имеются общественно-политические силы, которые сегодня не заинтересованы, боятся наведения правового порядка в стране. И те, кто занимаются подменой понятий, выдавая отсутствие порядка и дисциплины за истинную демократию, а попытки властей навести правовой порядок - за якобы откат от демократии, возврат к авторитаризму - намеренно вводят в заблуждение людей.
СВОБОДЕ СЛОВА НУЖНЫ ГРАНИЦЫ
Каждый день люди говорят, пишут и слышат миллионы слов на многих языках. Уже более двух десятилетий слова перемещаются по бесчисленным венам Интернета. В наш информационный век слово стало приобретать всё больший вес. Словом, как известно, можно спасти, купить, продать, ранить, убить или помиловать. Слово превратилось в оружие – в высокоточное оружие массового поражения! И как любому оружию массового поражения его использованию нужны ограничения.
В конце 20-го – начале 21 века появился новый вид войн – информационный. Современному человеку, чтобы нормально существовать, с каждым днём нужно всё больше информации. Печатное слово, слово, текущее по венам Интернета стало приобретать чудовищную силу. Времени докапываться до истины не остается и поэтому люди готовы поверить практически всему, что говорят и пишут, распространяют по Интернету, социальным сетям. И, конечно же, этим не могли не воспользоваться.
Яркий пример информационной войны – это то, что происходит в западных СМИ во время конфликта между Украиной и Россией на Донбассе, начиная с 2014 года и по настоящее время. Свобода слова – один из атрибутов демократии, был очернён тем, как многие европейские и американские издания специально публикуют заведомо ложные данные. Всё это обернулось тяжелейшим военным конфликтом. Между тем, так называемые «кыргызские независимые СМИ» - полностью зависимые от западных «грантов», также подключились к этим информационным войнам. Думаю, что миру была впервые в открытую показана вся мощь информационного оружия.
«Независимые средства массовой информации» (печатные издания, Интернет сайты) практически ежедневно распространяют информацию сенсационно-негативного, скандального характера, известны и множественные примеры распространения информации откровенно клеветнического и оскорбительного характера в отношении политических и общественных деятелей, конкурентов, государственных и муниципальных служащих, рядовых граждан. Интернет-сайты, социальные сети, блоги переполнены жаргонной, блатной лексикой, хамскими выражениями и оборотами, клеветой и оскорблениями личности, не гнушаются использовать и откровенные ругательства, нецензурщину. С языком обращаются просто варварски. Иногда создается впечатление, что к началу 21-века мы разучились по-человечески нормально говорить и писать.
Существующая в Кыргызстане свобода слова создает иллюзию демократии, но на самом деле разрушают социальную и политическую ткань государства и общества, закладывают мины, которые обязательно рано или поздно сработают. За примерами далеко ходить не надо, достаточно включить новости на ТВ, вспомнить события в Ливии, Ираке, Сирии, на Украине
Неконтролируемая свобода слова может подорвать стабильность в стране, так как СМИ обладают возможностью манипулировать общественным мнением. С газетами и журналами всё понятно, их популярность в последнее время не велика, так как человек пытается получать всё больше информации, не прилагая особых усилий. Большая часть молодёжи и людей среднего возраста проводят на бескрайних кибер-просторах времени больше, чем в реальной жизни. Они читают блоги, новостные порталы, сидят в социальных сетях, смотрят ролики.
Власть Интернета над человеком неуклонно растёт, и скоро основные усилия СМИ будут заключаться именно в киберпространстве. Вот где полная свобода слова! И вот где корень зла! В Интернете свобода слова достигла пика и это отрицательно влияет на умы и души людей, фактически происходит расчеловечивание человека. По просторам всемирной паутины свободно «гуляют» ролики с порнографическим содержанием, ЛГБТ-пропагандой. Свободно показываются видео с казнями, избиениями и изнасилованиями. Социальные сети превратились в настоящий рай для ненормальных всех мастей.
Людям нужна защита, прежде всего, от такого проявления свободы слова. Население нашей страны должно быть защищено от потрясений - как внешних, так и внутренних. А для этого надо отсеивать заведомо ложные или основанные на непроверенных фактах материалы, а также материалы, негативно влияющие на морально-нравственные ценности кыргызского общества. В данном вопросе границы свободы слова должны быть самыми жёсткими.
ПРЕОДОЛЕТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ДЕФОРМАЦИЮ
Сегодня в Кыргызстане все острее ощущается неблагополучие в духовно-нравственной сфере общества. Основная причина существующей в обществе социальной деформации заключается в том, что государство фактически отстранилось от проблем воспитания нравственности и сохранения духовного здоровья народа, сосредоточившись, в первую очередь, на проблеме выживания на фоне переживаемых социально-экономических катаклизмов.
До 1991 года мы строили свою жизнь в соответствии с принципами «Морального кодекса строителя коммунизма», которые предполагали четкие социальные ориентиры. После крушения советского государства и, соответственно, коммунистической доктрины, наша страна оказалась в духовном вакууме. Упразднив социальные институты морального контроля, в роли которых в советском обществе выступали комсомольская и партийные организации, товарищеские суды, народный контроль и т.д., которые при всех их общеизвестных недостатках выполняли очень важную социальную функцию – морально-нравственного контроля, мы взамен не создали социальные институты с аналогичными функциями.
Продолжающаяся уже три десятилетия деградация социальных институтов отрицательно сказалась на нравственном облике кыргызского общества и все больше искажает системы ценностных ориентаций и мотивации поведения людей. В кыргызское общество проникла хорошо эшелонированная система подавления духовности, нравственности общества. Система распространения жестокости, цинизма, двойных стандартов, вседозволенности, моральной распущенности и других пороков. Она уже захватила не только телевидение, газеты, электронные средства массовой информации, рекламу, но и проникла в культурное пространство, в семьи, школы.
Уже много лет под видом развития демократии, отказа от тоталитарной идеологии идёт их насаждение. Когда СМИ непрерывно смакуют недостатки, пороки, самые низменные поступки, систематически распространяют заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство человека или подрывающие его репутацию - это не осуждение и лечение пороков. Это школа приучения людей к низменным поступкам. Современному кыргызскому обществу приходится балансировать между толерантностью и мракобесием нового варварства.
Разрушив советскую систему морально-нравственных ценностей, мы еще не создали новую социальную культуру, достойную современного государства. Нет четких социальных ориентиров на будущее. Как человек, не имеющий цели и мечты, ведет беспорядочную и бесполезную жизнь, также и государство, в котором отсутствует четко вычерченная стратегия будущего развития, не имеющее социальных идеалов, погружается в духовный хаос. Государство, не способное остановить негативные процессы социальной деформации, как правило, обречено на самоуничтожение – об этом свидетельствуют уроки истории.
Мы не имеем права «проспать» эти вызовы и обязаны принять необходимые меры для избавления страны от этой опасности. Ответ на эти и многие другие вызовы современности невозможен без укрепления государства. Без этого нельзя решить ни одну общенациональную задачу.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Существующая тенденция к расколу общества остается ключевым фактором, препятствующим укреплению кыргызского государства. Основные сегменты общества все дальше расходятся по ценностным ориентациям, уровню благосостояния, стилям жизни, образцам и нормам поведения. Это «разбегание» к полюсам крайне затрудняет формирование демократических институтов государства и гражданского общества, поскольку исчезает сама основа демократии - социальное согласие по поводу базовых ценностей и принципов общественно-политической жизни.
Сегодня в Кыргызстане сложились два неравных социальных слоя: слой обеспеченности и слой бедности, при этом увеличивается уровень крайней бедности (т.е. нищеты). В рамках этого слоя быстро растет застойная бедность с присущими ей нормами и стереотипами поведения. Стратегически эти проблемы можно решить главным образом с помощью экономического роста. Более богатый Кыргызстан предоставит больше возможностей для каждого. А пока что многим людям в переходный период придется нелегко, и у правительства не хватает средств для того, чтобы помочь всем. В этой области наша стратегия должна состоять в том, чтобы направлять государственную помощь непосредственно самым нуждающимся группам населения и только им. Но сегодня мы испытываем также необходимость в увеличении числа тех, кто может сам справиться с трудностями.
Серьезные задачи стоят перед государством и в области межэтнических отношений. Конституция Кыргызской Республики установила основные принципы межэтнических отношений. Учитывая, что население нашей страны многонационально, очевидно, что ее успешное развитие как правового демократического социального государства возможно только при условии, что каждому человеку и гражданину будет не только гарантировано равноправие, но и обеспечена реальная возможность осуществлять свои права без всякой дискриминации.
Прежде всего, недопустима дискриминация граждан, не принадлежащих к так называемому «коренному» населению. Ведь дискриминация на «местном» уровне неизбежно приводит к дискриминации и на республиканском уровне. Деление национальностей на «коренные» и «не коренные» используется националистическими элементами для оказания давления на государственные органы собственных интересах за счет населения страны в целом.
Государство, в лице его органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязано сделать все необходимое, включая издание законов и принятие иных мер, чтобы противостоять любым попыткам националистических элементов нарушить равноправие человека и гражданина, разыграть в своих интересах общепризнанный принцип права каждого этноса на свободное развитие своей национальной самобытности.
Не каждый сегодня сможет ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: «Кто же мы такие - кыргызстанцы?». Требуется время и определенное историческое развитие, прежде чем сформируется и окрепнет это чувство – что мы единый народ Кыргызстана, все мы – кыргызстанцы.
Но уже сегодня есть ряд факторов, которые нас объединяют. Это наша земля в ее границах, наши родители, которые ее обустраивали, наша общая история, в которой мы совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений. Это наши дети, которым на этой земле вместе жить и работать. Каждый из нас един в понимании долга перед своими родителями и в стремлении сделать жизнь наших детей лучше. Сегодня - это реальная платформа для единства и консолидации народа.
Устойчивое развитие Кыргызстана невозможно, если страну и далее будут раздирать внутренние противоречия. Если различные общественно-политические силы, независимо от того, что их объединяет – идеология, религиозные, этнические, классовые или регионально-клановые интересы, - будут находиться в состоянии противоборства, то государство и общество будут отвлекаться от стратегической цели - достижения благополучия и реализации своих национальных интересов.
Задача органов государственной власти, органов местного самоуправления и гражданского общества заключается в том, чтобы преодолеть старые и предотвратить появление новых барьеров, которые создают трудности на пути к единству кыргызского народа, консолидации всех этносов и всего общества. Путем поощрения всевозможных форм диалога, а также усиления взаимных связей и отношений между людьми мы должны постепенно, шаг за шагом углублять нашу национальную солидарность и увеличивать наш национальный потенциал.
ОППОЗИЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗДОРОВОЙ
Как известно, термин «оппозиция» в буквальном переводе означает «противопоставление» - идей, идеологий, социально-экономических программ развития. Любая обоснованная критика является благом для людей, принимающих ответственные решения, тем более - для руководителей государственных органов. Ведь она помогает учесть все возможные варианты и нюансы, нередко предохраняет от принятия ошибочных решений. Оппозиция как раз и существует для того, чтобы подмечать и подчеркивать все просчеты действующей власти.
При прежних властях оппозиция – это важнейшее орудие саморегулирования общества - вызывала жесткое неприятие со стороны власти. Это проблема нашей политической культуры. Ведь нетерпимость к инакомыслию у нас откуда? Она перешла к нам по наследству от советской политической культуры, основанному на большевистском принципе «кто не с нами – тот против нас». Сегодня мы обязаны преодолеть эту негодную традицию.
Оппоненты власти в Кыргызстане сегодня пока еще существуют - в виде парламентской оппозиции в Жогорку Кенеше, а также несистемной оппозиции. При этом функции, выполняемые оппозиционными силами, не отвечают задачам оздоровления политической системы страны. Внимание оппозиции концентрируется в основном на собственном пиаре. Они применяют тактику неконструктивной критики власти и пытаются использовать протестные настроения в обществе в собственных интересах.
Главное условие необходимое для того, чтобы оппозиция считалась здоровой, заключается в наличии с ее стороны конструктивных предложений. Она не должна призывать исключительно к «кетсинизму»: слому, развалу, расколу, отказу. Нужны конкретные предложения, программы действий, концепции развития – здоровая оппозиция должна думать о развитии страны. Оппозиция должна научиться эффективно конкурировать с властью. Для этого оппозиции нужно быть на порядок энергичнее действующей власти, работать на опережение ее инициатив. Только если такая стратегия будет положена в основу деятельности оппозиции, то можно будет сказать, что у нее есть политическое будущее.
Между тем многие граждане так и не получают внятного ответа на вопрос, что конкретно предлагают критики власти и какая им от них польза в решении жизненных проблем. В этом во многом виноваты сами оппозиционеры, которые далеко не всегда могут внятно показать и доказать гражданам свою необходимость. Граждане не склонны массово поддерживать оппозицию не только потому, что не согласны с тем, о чем она говорит и предлагает, но и потому, что утратили веру в политику и политиков как таковых.
Правовое урегулирование взаимоотношений между властью и оппозицией, другими участниками политического процесса, позволило бы оппозиции (внепарламентским партиям и парламентскому меньшинству) в большей мере быть вовлеченной в процесс принятия управленческих решений. Это в значительной степени повысит уровень легитимности государственной власти и, соответственно, будет способствовать снижению социально-политического напряжения в обществе.
Даже в так называемом «демократическом лагере», к которой традиционно относят оппозицию, на самом деле много тех, кого, даже при большом желании трудно назвать «демократами». Нетерпение, склонность полагаться на простые и легкие методы, а то и на силовые действия в решении сложнейших общественно-политических и экономических задач, непримиримость, запрограммированность на конфронтацию, неумение идти на уступки, находить компромиссы, выдают в них типичных большевиков по менталитету, технологии, образу мышления и действий.
Кыргызстан сегодня находится на развилке исторических дорог. Один путь ведет к безоглядной политической конфронтации, к возможному коллапсу государства, человеческим трагедиям, другой - к созидательному согласию, осознанию общей, непреложной для всех, без различия взглядов и политических позиций, цели - укрепление государства на благо его граждан. Государство и его институты должны совершенствовать свою деятельность по консолидации духовной основы общества, противодействовать манипуляции общественного сознания со стороны антигосударственных внешних и внутренних сил, помогать людям в различении добра и зла и т.д.
Среди десятков сложнейших проблем сегодняшнего Кыргызстана нет ни одной, которая может быть решена в условиях конфронтации и взаимного недоверия. Мы все должны понять, что благополучное государство не может строиться на идеях, вызывающих раскол и поляризацию общества. Слишком часто они становятся символами противостояния и ненависти, знаками беды. Это путь в тупик, и из него не будет выхода. Для тех, кто занимается общественно-политической деятельностью, для гражданских активистов, для тех, кому граждане доверили представлять их интересы в представительных органах власти - это путь к политическому позору, к проклятию, к вечному забвению.
Мурат Укушов, Заслуженный юрист Кыргызской Республики