Сегодня, 7 февраля 2025 года, состоялось торжественное открытие с участием военного оркестра и представителей государственной власти и широкой общественности барельефа отцов-основателей кыргызской государственности на внешнем фронтоне музея им. М.В.Фрунзе. Теперь, кажется, они обретут свой дом в этом учреждении, у директора которого, доктора культурологии Кенешбека Алмакучукова, большие планы на будущее.
На открытие пришло множество людей, особенно молодежи, в том числе и внуки отцов-основателей кандидаты юридических наук, депутаты Жогорку Кенеша Ч.А.Айдарбеков и бывший зампредседателя Верховного суда КР Э.Э.Сыдыков, выступившие перед большой аудиторией о делах, идеях и поступках отцов-основателей в минувшие революционные годы и десятилетия.
Кыргызские политические элиты и элиты других тюркских народов после буржуазной революции в России 1905-1907 гг. стали создавать свои политические организации, где ставились две похожие цели: возродить на территории Российской империи либо общетюркскую, либо панисламскую государственность в виде «автономий», которая понималась идеологами национально-освободительного движения очень широко.
В послефевральский период на территории Туркестана и Степного края (Казахстан) образовались две Тюркские автономии — Кокандская автономия (конец 1917- начало 1918 гг.) и Автономия «Алаш» (1918-1920 гг.).
Обе были подавлены после своего провозглашения советским правительством, которое стало забывать о своих обещаниях, данных накануне октябрьской революции – даровать всем угнетенным народам России свою национальную государственность. Из двух сотен народов России это право отстояли только два десятка. Путь этот оказался для многих народов очень труден и тернист, а для многих и вовсе непреодолим. Не оказалось необходимой поддерживающей такие сложные начинания и процессы политической культуры и политиков национального масштаба.
В 1921-1922 гг. кыргызские политические элиты после того, как большевики провалили пантюркистский проект, выдвигают идею создания Кыргызской Горной области в составе Туркреспублики, т. к. кыргызский народ жил разрозненно в 4-х областях ТАССР – Ферганской, Семиреченской, Сыр-Дарьинской и Самаркандской. Причем вот во всех этих областях они являлись национальным меньшинством.
В.И.Ленин предлагал разделить Туркестан на три республики – Узбекистан, Туркменистан и Казахстан. Кыргызам, как одному из крупных туркестанских народов, в этом политическом проекте не оказалось места, что и вызвало активизацию деятельности кыргызских политических элит. Новые власти продолжали по-инерции думать о том, что кыргызы и казахи — это один народ. И им будет достаточно.
Создать Учредительный съезд Кара-Кыргызстана удалось провести в июне 1922 г. в Пишпеке в присутствии 425 делегатов, приехавших провозгласить образование Кыргызской Горной Области. На съезде делегаты предлагали пойти еще дальше — провозгласить Кыргызскую Республику. Но проект был заморожен Сталиным на неопределенное время, хотя «Оргкомитет по образованию КГО» формально просуществовал до октября 1924 г., когда Советы официально провозгласили образование Кара-Кыргызской автономной области.
Это подвижничество было замечено Кремлем. Создана комиссия, которая дополнительно провела изучение этнической карты региона. И в план национального размежевания были дополнительно включены еще 3 крупных туркестанских этноса: собственно сами кыргызы, инициировавшие процесс, а также забытые советской властью таджики и кара-калпаки…
В 1924-1929 гг. кыргызские элиты неоднократно предпринимали попытки превратить советские автономии и республики в подлинные государства, приняв свои конституции. Ими были написаны несколько вариантов конституции. Даже для Кыргызской Автономной области.
За ее основу была взято «Положение об Уральской области» РСФСР. Но к нему в преамбуле дописано две статьи, одна из которых гласила, что Областной исполнительный комитет (правительство) Кыргызской автономной области обладает статусом Центрального Исполнительного Комитета (правительства) союзной республики. В другой статье прописана норма о том, что «облисполком самостоятельно решает вопросы внутренних границ».
И здесь необходимо сделать еще одно пояснение.
В СССР долгое время юристы не могли разобраться – являются ли советские автономии и республики государствами. Юридическая школа дореволюционной России была разгромлена Советской властью. Расформированы и ликвидированы юридические факультеты вузов. А вместо них созданы краткосрочные марксистские и юридические курсы, которые обучали новое поколение не науке права, а «революционному сознанию». Поэтому вопрос этот в 30-е и последующие годы так и не был решен.
И в заключение. В древней и новейшей истории кыргызов есть несколько опорных, ключевых точек, когда на разных этапах истории возникла или возникала наша государственность.
Первое упоминание о государстве кыргызов относится к 201 г. до нашей эры.
В китайских источниках, записках древнекитайского дипломата и путешественника Сыма Цзяня есть информация о том, что в Сибири (Алтае, Енисее, возле оз. Кыргыз-Нур) существовало владение Гегунь, что в китайской транскрипции означает «кыргыз».
Вторая дата — 7-13 вв. (некоторые учёные-историки доводят ее до 17 в., а другие считают, что кыргызская государственность носила «непрерывный характер»), существование кыргызской супердержавы — Кыргызского каганата и после ее распада отдельных кыргызских княжеств в Сибири. Одно из них называлось Туба, очень похожая на нынешнюю Республика Тыва.
Третья дата — 1842-1852 гг., время существования самопровозглашенного Кыргызского ханства на территории современного Ала-Тоо, основанного Ормоном Ниязбековым, верховным вождем чуйских сарыбагышей. Оно прекратило свое существование после гибели Ормон-хана в междуусобной борьбе.
Четвертая дата — 1918-1920 гг , когда представители туркестанской интеллигенции боролись за создание (восстановление) тюркской государственности, получившей название «Кокандской автономии» и «автономии Алаш», а также когда туркестанские коммунисты (Т.Рыскулов и др.) боролись за создание «Тюркской республики».
Пятая точка опоры 1921-1924 гг., когда представителями национальной кыргызской интеллигенции удалось «возродить» кыргызскую государственность в виде Кыргызской Горной области, а затем Кыргызской автономной области.
В процессе развития советского строя эта автономия в 1926 г. обрела статус автономной, а в 1936 г. союзной республики СССР. Это был очень важный подготовительный этап для возрождения кыргызской независимой государственности, когда были созданы все необходимые основы для развития суверенного государства – кадры, госаппарат, законодательство, экономика, культура, наука, образование, социальная сфера…
Как будто «в воду глядели», ибо в августе 1991 года Советский Союз рухнет и распадётся на независимые республики, в том числе и по этой причине, отсутствия свободы и самостоятельности советских республик от имперского Центра.
В годы перестройки и начала демократических реформ в 1990 г. Кыргызстан восстановил свой суверенитет, а в 1991 г. провозгласил свою государственную независимость в форме современной Кыргызской Республики.
Ильяс Курманов, кандидат политических наук.