Ведущие медиа мира с большой долей критики и неприятия оценивают объявление Вашингтоном новых тарифов и пошлин для поставки зарубежной продукции в США. Президент Трамп назвал день введения тарифов 2 апреля «днем освобождения Америки» от иностранного импорта. Тем временем, во всех 50 американских штатах 5 апреля прошло около 1400 массовые митингов и шествий против политики президента США Дональда Трампа.
Что это за «день освобождения»? Новыми тарифами обложены около 180 стран. Те страны, у которых нет профицита в торговом балансе с США (то есть они покупают американских товаров больше, чем сами продают в США) обложены пошлинами в 10% от таможенной стоимости товара. Страны, у которых есть профицит в торговле с США, получили пошлины вплоть до 50%, как, например, у маленького африканского королевства Лесото. Северная Корея, Куба, Беларусь и Россия в тарифный список не попали, по словам американских властей, эти страны не торгуют с США из-за санкций.
Америка отгородилась от всего мира торговыми барьерами, невиданными с начала прошлого века. Мир втягивается в масштабный экономический конфликт, которого не было сто лет.
Странам выгодно продавать товары в США – это большой и богатый рынок. С новыми тарифами импортные товары в США станут дороже. Их продажи упадут, если у них есть американские конкуренты или если пошлина настолько высокая, что конечная цена отобьет у американского потребителя желание покупать иностранный продукт, даже если ему нет альтернативы. Даже если товар произведен в США, то зачастую сырье для него импортируется из других страны – от зерен кофе до алюминиевых чушек. В любом случае американцы будут вынуждены платить из своего кармана за тарифы Трампа. Цены на товары вырастут меньше введенных тарифов, поскольку пошлина взимается с таможенной оптовой стоимости, но часть затрат ляжет на потребителя, так как поставщики уже работают на грани рентабельности.
Есть один нюанс. Президент Трамп предлагает другим странам переговоры в обмен на смягчение наказания, если ему предложат, как он сам выразился, «феноменальные» уступки.
Интересен пример европейских друзей США. ЕС является главным торговым партнером США с общим товарооборотом более 975,9 млрд. дол. США. При этом крупнейший торговый дефицит у американцев именно с европейцами – 236 млрд. дол. США. Это стало основанием для риторики президента Трампа о том, что Америку обдирают и дурят, в том числе и друзья.
Обещанные партнерами США «серьезные ответные меры» так и не стали реальностью. К примеру, обложенный 10-процентным тарифом Лондон сразу же подтвердил, что США остаются «ближайшим союзником» Великобритании. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, еще несколько дней назад утверждавшая о готовности Евросоюза к моментальным пропорциональным мерам против США, заявила, что «никогда не поздно решить проблемы переговорным путем». Поэтому наличествующие «в руках Евросоюза карты» для принятия сильных контрмер будут применены в случае «провала переговоров». Итальянская премьер Джорджи Мелони, высказавшись о «неправильности» трамповской тарифной политики, также озвучила принятие «всех возможных мер для достижения соглашения с США». Премьер-министр Японии Сигэру Исиба, подчеркнув «крайнюю разочарованность» вашингтонским новшеством, пообещал «при возможности лично попросить президента Трампа пересмотреть эти меры».
Следом глава правительства Австралии Энтони Альбанезе, обиженно произнеся, что «американские тарифы противоречат основам партнерства», тут же высказался о планах «и дальше приводить веские аргументы в пользу их снятия, не предпринимая ответных мер».
В общем, лидеры стран «Глобального севера» (развитые страны) готовы на переговоры ради получения преференций для самих себя. Страны «Глобального юга» (развивающиеся страны) растеряно присматриваются к новым тарифам США, а некоторые глупо думают о том, что низкими американскими тарифами привлекут внимание других стран, получивших более высокие пошлины. Почему глупые? Есть пример Мексики, которая благодаря соседству с США и низкой стоимостью производства стала «американской фабрикой». Как сказал президента Трампа: «Мы субсидируем множество стран и поддерживаем их в рабочем состоянии. В случае Мексики это $300 млрд в год», что привело к пошлинам в 25% на весь импорт из Мексики. Трамп, в обход Конгресса США сам вводит пошлины, сам может их увеличить или снизить в любой момент в отношении любой страны. Иначе говоря, правил нет, а Всемирная торговая организация, которая и была создана для предупреждения подобных волюнтаристских подходов, хранит молчание.
Таким образом, тактика президента Трампа начинает работать – как он говорил, тарифы это принуждение стран созданными торговыми барьерами идти на денежные и территориальные уступки «как друзьями, так и врагами» («предоставить нам взамен что-то очень ценное»), в свете чего «мы снова сделаем Америку великой и богатой». Страны «Глобального севера» готовы к переговорам и уступкам. Однако в медиа как развитых, так и развивающихся стран отмечается, что действия президента Трампа идут вразрез с международным правом, нарушают экономические законы и рыночные принципы, игнорируют сбалансированные результаты, достигнутые в ходе многосторонних торговых переговоров, и не учитывают тот факт, что США уже давно извлекают значительную выгоду из международной торговли.
Между тем, Китай, оказался единственной страной, которая ввела ответные тарифы и уже 5 апреля официально заявила, что «Данный шаг (США) серьезно посягает на законные права и интересы всех стран, грубо нарушает правила Всемирной торговой организации (ВТО), наносит значительный ущерб основанной на правилах многосторонней торговой системе, существенно подрывает стабильность глобального экономического порядка.»
В заявлении подчеркивается «Будучи второй по величине экономикой мира и вторым крупнейшим потребительским рынком товаров, Китай будет шире открывать двери внешней открытости вне зависимости от изменений международной обстановки».
Было отмечено, что «В торговых или тарифных войнах не бывает победителей, а протекционизм ведет в тупик. Все страны должны следовать принципу широких консультаций, совместного вклада и общей выгоды, придерживаться подлинного мультилатерализма, совместно противостоять всем формам унилатерализма и протекционизма, отстаивать международную систему, ядром которой является ООН, и многостороннюю торговую систему, ядром которой является ВТО». Как говорится, ни добавить, ни убавить. Миру нужна справедливость, а не диктатура очередного гегемона.