I
В последние десять-пятнадцать лет дискуссии о кризисе идентичности проходят во многих странах мира, в частности США, в Великобритании, Германии, Китае, Индии, Украине, Японии, Иране, Турции и.т.д.
И в тоже время среди политологов- международников все чаще используются такие термины как: Новый Китай, Новая Германия, Новый мусульманский мир, Новая Италия, Новая Латинская Америка, даже Новые Польша и Балтия (даже уже говорят о «Новой Большой Азии») все это совсем не похоже на послевоенный мир-схему, почти без проблем сводившийся к формулам «социализм» или «два лагеря».
Мы уже живем в эпоху глобализма. Интернет, ноутбуки, банкоматы, сотовые телефоны, спутниковая связь и телевидение, электронные карты и.т.д. В этом смысле отрицать все возрастающие масштабы глобального развития в принципе невозможно. Глобализация – это процесс, который имеет разные темпы в каждой из трех важнейших сфер жизнедеятельности: политики, культуры и экономики. И прежде всего, представляет собой процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий
II
Если вопросы формирования национальной идентичности являются неким процессом, то ее конечной главной целью является – цель нации, т.е. национальная идея. Особенно в переломные моменты своей истории общество должно иметь ясную, четкую идею. Именно она является залогом успеха. В истории тому немало примеров. Например, у голландцев реализация национальной идеи – созидательное отношение к природе. «Я – американец» – это национальная идея граждан США. Более свежие примеры последних десятилетий –опережающее развитие вчера еще отсталых стран, как Малайзия, Южная Корея, Сингапур, и других, что было бы недостижимым для них без четкой цели. Нация должна проникнуться острейшей необходимостью, жизненной целесообразностью, чтобы положить все свои силы, знания, старание и терпение на добросовестную работу ради поэтапной реализации высокой цели.
Сегодня многих интересует новая «китайская мечта» озвученная председателем КНР Си Цзиньпинем.
В некоторых государствах используются девизы как выражение национальной идеи. Например:
1. Европа
Андорра: «Мужество – единственная удача». Бельгия: «Союз дает силу». Великобритания: «Бог и мое право» (бывший боевой клич английских королей). Испания: «Великая свобода без предела». Мальта: «За храбрость!». Монако: «Бог поможет!» Нидерланды: «Я сдерживаю!» (боевой клич принца Вильгельма Оранского). Польша: официального девиза нет, но часто неофициально употребляется устно старый девиз: «Еще Польша не погибла!». Сан-Марино: «Свобода!». Франция: «Свобода, Равенство и Братство».
2. Америка
США: «При разнообразии едины!». Канада: «От моря и до моря!». Бразилия: «Порядок и прогресс». Гайана: «Один народ, одна нация, одна судьба». Гондурас: «Свобода, Суверенитет и Независимость». Доминиканская Республика: «Бог, Родина, Свобода». Колумбия: «Свобода и Порядок». Куба: гербового девиза нет, но партийный и военный девиз периода революции «Родина или смерть!». Парагвай: «Мир и Законность». Сальвадор: «Бог, Союз, Свобода». Сент- Люсия: «Страна, Народ, Свет». Суринам: «Справедливость, Благочестие, Доверие». Тринидад и Тобаго: «Вместе мы стремились, вместе достигли цели». Чили: «За разум и силу!». Ямайка: «Из многих отдельных людей – один народ».
3. Азия
Индонезия: «Единство в многообразии». Непал: «Знание – сила, труд – необходимость». Саудовская Аравия: « Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк его».
Как Германия и Япония, потерпевшие сокрушительное поражение во второй мировой войне, сумели в столь короткий срок выйти из кризиса и стремительно взлететь на верхние ступени мирового развития? Их спасла системность исследования самих себя в контексте общемировых процессов. Отказавшись от национальной изоляции и избрав прогрессивные гуманистические позиции, они смогли смоделировать новую национальную идентичность.
III
В мире известны три типа национальной идентичности:
Первая - вестернизационная, основанная на тщательном изучении западного опыта и максимально широком его использовании при формировании собственной идентичности (Вьетнам, Шри-Ланка, Ирландия).
Второй проект - модернизационный, предполагающий сохранение веками сложившихся традиционных отношений, но опирающихся на новую технологическую базу и инновации (Япония, Малайзия, Южная Корея, Индия).
Третий – фундаментальный проект отрицает весь западный опыт развития и стремится оградить себя от внешних влияний (Туркменистан, Пакистан).
Для нас характерен модернизационный проект культурной идентичности, основы, которого составляет духовно-ценностные ориентиры.
Нам необходимо соблюдать тонкий баланс между традициями и модернизацией, прошлым и современностью, ценностями Востока и достижениями Запада. Удача приходит к тому, кто выстраивает собственный путь и верит в него.
Мы знаем, что наше развитие в ХХI веке, в веке жестких конкуренций во всех областях (экономика, информация, культура и т.д.) зависит не только от успешной глобализации при свободном обмене товарами и благами. Еще больше она зависит от основополагающих ценностей. Прав и достоинства человека, уважение и сохранение традиций, религиозной и культурной терпимости, равенства всех людей, мужчины и женщины, правового государства и демократии и приобращения к благам образования, культуры и социального обеспечения. Что ждет нас? Хаос или порядок? Развал или созидание? Хотелось бы верить, что мы всё-таки найдем свой путь развития.
Мы тысячелетиями сохраняли национальные ценности, культурные традиции, т.е. в отстаивании духовных ценностей мы должны быть консерваторами, т.е. быть верным себе, своему историческому и духовному пути.
Если мы хотим, чтобы наши дети были не только здоровыми, умными, сильными, но и культурными, начинать надо с семьи, детского сада, школы, вузов.
В истории уже испокон веков сформировалось кыргызское национальное духовное достояние, которое составляет основы системы ценностей, я думаю, к ним относятся следующие:
IV
Во-первых, это исторический образ нации.
1) Мы, кыргызы – самая древняя нация на этих просторах Азии.
2) Мы, кыргызы, стояли у истоков тюркской цивилизации, т.е. мы являемся соавторами древних орхоно-енисейских надписей.
3) Мы, кыргызы, когда - то создавали кыргызское великодержавие на просторах Енисея.
4) Мы, кыргызы внесли в мировую сокровищницу эпос «Манас» - подобие, которого нет нигде в мире и подарили миру Чынгыза Айтматова – великого писателя-гуманиста современности.
5) Мы, кыргызы родились на этой земле и ценой жизни защищали нашу Родину, и за храбрость наши соседи, не случайно наших предков называли «дикими львами Моголистана».
6) Мы, кыргызы – одни из ярких представителей кочевой цивилизации.
7) Мы, кыргызы испокон веков жили в гармонии с природой и бережно относились к ней.
8) Мы, кыргызы испокон веков высоко ценили такие качества как, честность, порядочность, справедливость и нравственность.
9) Мы, кыргызы – самый гостеприимный народ.
Эти ценности – это наш духовный капитал, которого никто не оспаривает.
2.
Во-вторых, это образ нашей Земли.
1) Наша Земля – Родина величавых гор, где мы закалялись тысячелетиями.
2) Наша Земля - Родина чистых ручеек и огромных водных ресурсов.
3) Наша Земля богата полезными ископаемыми, но мы должны относиться очень бережно и прагматично.
А теперь нам предстоит, чтобы:
4) Наша Земля – стала страной медицинского, экологического и образовательного туризма.
5) Наша Земля – стала страной сервиса, мы можем оказать самые качественные консалтинговые услуги в этом регионе.
6) Наша Земля могла кормить мир экологически чистыми продукциями.
3.
В-третьих, как мы можем противопоставить образ прошлого с негативным образом настоящего, который приводит к деградации нации.
1) Наши предки большим уважением относились к женщине, старшим и заботливо относились к своей семье, а теперь мы не должны допускать разлад семьи, рушится институт семьи.
2) Наши предки были свободолюбивыми, а сегодня ссылаясь на свободу нельзя допускать издевательства над личностями, нацией, религиями и святынями.
3) Наши предки бережно относились к своему хозяйству, своей юрте, имели частную собственность и ко всему относились рачительно и расчетливо, а теперь мы слишком много состязаемся в проведении излишних юбилеев, празднества, тоев, которых предстоит резко сократить, а самые необходимые превратить в нужные социальные и культурные проекты.
4) Наши предки считали, что главным источником богатства является труд, а теперь мы должны избавиться от иждивенческого настроения;
5) Наши предки оберегали свои земли, спахивали и засеивали поля, содерживали свою семью, а теперь мы берем много грантов, кредитов, когда мы сами можем стать самодостаточной страной;
6) Наши предки были великодушными, никогда не держали зла, а теперь зависть и ревность, и особенно компрометация друг друга среди известных лиц становится, как бы национальной чертой, слишком много агрессии, пора создавать позитивы;
7) Наши предки были сильны, когда были вместе, как единый народ, а теперь мы, особенно наши политики, иногда муссируют деления людей общества по родоплеменным, региональным признакам. Это несомненно приведет к расколу.
4.
В-четвертых, как мы можем сформировать и выробатать общих систему ценностей народа Кыргызстана.
1) Народ Кыргызстана – образованный и стремленный к прогрессу и к будущему, несмотря на никакие невзгоды.
А теперь предстоит укрепить следующие позиции о том, что:
2) Народ Кыргызстана – интегративный и прагматичный народ, принимая самые прогрессивные достижения глобализации способен сохранить свою национальную особенность.
3) Народ Кыргызстана – дипломатичный народ и четко отстаивает свои интересы.
4) Народ Кыргызстана, прежде всего, ценит достоинство и сдерживает свое честное слово.
5) Народ Кыргызстана – здоровая нация, которая, прежде всего заботится о собственном здоровье, здоровье семьи и народа.
6) Наш народ – народ, который не терпит никакую диктатуру, два раза совершил революцию, но теперь мы должны убедить мир, в том, что мы являемся народом созидателем.
7) Наш народ – народ прагматичный, творческий, предприимчивый, мы не должны тратить больше, чем производим.
8) Народ Кыргызстана – верующий, толерантный и веротерпимый народ, но мы не должны допустить нашествие со стороны различных сектантских организаций, это опасно и губительно;
9) У народа Кыргызстана – особенное чувство к справедливости, теперь мы должны культивировать соблюдение законности, верховенство закона, незыблемость конституции, иначе трудно создавать правовое государство.
Большинство нуждается в простой и понятной истине, четкой и достижимой цели. Эта «истина-цель» находится рядом. Она интуитивно понятна и близка каждому человеку.
Как утверждает известный всему миру футуролог Тоффлер, для дальнейшего развития человечества есть два сценария. Первый сценарий – «европейский». По его мнению, прочные межатлантические связи, соединяющие Европу и Америку, последние годы подвергаются стихийной эрозии. Зато Китай вызывает у футуролога умеренный оптимизм; это второй сценарий: «Китай занимается последнее время тем, что движется к технологиям «третьей волны». Он стремится не опоздать на поезд нанотехнологий и биотехнологий». Китай все-таки движется в правильном направлении. Россия, - заключил Тоффлер, - должна сама выбирать, какой вариант развития ей ближе».
Значит, нам необходимо выбрать третий путь, свой национальный путь, между азиатской и европейской цивилизацией, сохраняя тонкий баланс.
Мы уже живем в рыночных условиях. Но современная рыночная экономика – это самая настоящая наука, в которой должен быть соблюден баланс экономических методов с политикой, моральными факторами духовными ценностями и просто человечностью. Развитые страны, живущие в условиях рынка, в последние десятилетия стремятся в сохранении баланса между частной и корпоративной собственностью, между личной конкуренцией и социальной солидарностью общества. Тем самым складывается такая система социальных отношений, которая гарантирует от социальных конфликтов, как говорят и не нарушать социальную сетку безопасности.
Итоги:
Базовой основой модернизационного проекта или ценностно-духовных ориентиров в сегодняшнем Кыргызстане я думаю, является:
Во-первых, возрождение и сохранение наших многовековых нравственных национальных ценностей и традиций.
Во-вторых, сбережение и развитие тех интеллектуальных, ценных ресурсов, в которых мы добились в области культуры, здравоохранения, образования и в укреплении государственности, в классическом понятии этого слово в составе СССР. ХХ век – для кыргызов был веком социального ренессанса.
В-третьих, осваивание новых либеральных ценностей (которые не противоречат национальным устоям) современного мира в ХХI веке.
Духовные и нравственные, социальные и либеральные ценности, – вот основные силы национального созидательного развития нашего народа в ХХI веке.
К.Иманалиев,
доктор политических наук
депутат Жогорку Кенеша