Шутка ли оказаться относительно не окрепшему в жизненных коллизиях тридцатичетырехлетнему функционеру у руля своеобразной профессиональной организации советского покроя, как Союз писателей, в составе которого в семидесятых и в первой половине восьмидесятых годов минувшего века находились и действовали весьма активно несколько десятков равноспособных, но разнохарактерных маститых, да молодых мастеров пера?! Тендик Аскарович терпеливо отстаивал принципы партийности и народности в новописьменной художественной словесности нации, бережно и уважительно относясь при этом к реформатскому духу, новаторскому поиску редких талантов, к созидательной эволюции в целом.
Первый секретарь правления писательского союза, имеющий глубокую теоретическую подготовку и отменный эстетический вкус, также вступал в качестве литературного критика, не раз помогал рядовому читателю отделять зерна от плевел. Занимался как заботливый руководитель и решением социальных вопросов, бытовых проблем литераторов, а также сотрудников литературной печати.
Правда, в эпоху советской перестройки пятнадцатилетняя деятельность Тендика Аскарова в непростой творческой организации республики оценивалась по-разному. Впрочем, он никогда не оправдывался, не защищался задним числом от оппонентов из окололитературного круга, предпочитая порядочность, некую академичность в отношениях, в том числе и с бывшими коллегами. Обратно вернулся в научное учреждение, где учился когда-то в аспирантуре, начал исследовательскую карьеру под руководством академика Азиза Салиева и написал фундаментальные труды о философском анализе литературного процесса, о природе образного мышления, широко используя в своих аргументированных разысканиях образцы классических произведений кыргызских писателей в прозе и стихах. Стал доктором философии, автором известных книг и статей на родном и русском языках, членом-корреспондентом Национальной Академии наук страны. Воспитал соратников –аспирантов и докторантов по эстетике. Словом, показал посредством личного примера, как достичь больших успехов в научной отрасли, искусстве без искусственного популизма и шумного пиара.
Прощаясь с Тендиком Аскаровым, наставником начинающих сочинителей и обозревателей книжного мира почти сорокалетней давности хочется особо отметить его посильную позитивную роль в их судьбе. Таких немало. Среди них числится и пишущий эти строки.
Абибилла ПАЗЫЛОВ,
литератор