Мы познакомились с Андре через пару месяцев после мартовских событий 2005 года, когда он пришел к нам в редакцию АКИpress консультантом по внедрению профессиональных стандартов журналистики. Он прекрасно говорил по-русски, владел спецификой социально-политического контекста, знал нашу культуру и менталитет.
Это была горячая предвыборная пора и нескончаемый поток информации. Бесконечные пресс-конференции, самозахватчики, самосожжения, события в регионах, митинги в режиме нон-стоп, тандем Бакиев-Кулов. Мне представлялось жизненно важным все, что происходило вокруг. Буквально каждое, даже самое банальное, явление.
И я, честно, не могла тогда понять, почему он так придирается. Почему он считает, что не надо давать ту или иную новость? Мне казалось: «если мы не дадим эту пресс-конференцию, то мы оставим нашего читателя вне темы».
Сейчас, как я это понимаю, он был против, потому что те события были попросту так называемым «инфошумом». Их отличие от новостей (отражение реальных событий) в том, что они, создавая видимость чего-то нового, на самом деле, никак не влияют на нашу жизнь, и поэтому, на самом деле, не заслуживают своего отражения в СМИ.
Зная это, Андре ставил своей задачей помочь нам понять, как в этом бурном потоке информации делать качественные, профессиональные, нужные новости об общественно-значимых вопросах. Он научил меня быть предельно внимательной к деталям: верно ли названы имена, точные ли указаны цифры, аккуратно ли передана цитата.
Вновь и вновь он заставлял переписывать. Я злилась, потому что теряла время: «Ведь нас читают из-за оперативности подачи информации! Или: «Уже все написали, а мы все топчемся на месте!».
Но он был непоколебим. Он считал, пусть читатели ждут, пока новость не будет перепроверена. Пока не будет ответов на базовые вопросы (что, кто, где, когда, как и почему).
Он обращал мое внимание на манипуляции политиков. Каждое слово должно быть передано достоверно. Каждое предложение должно передавать смысл сказанного. Особенно важно было раскрыть контекст, не преувеличивать и не быть субъективной. Даже когда казалось, что «все же очевидно и банально», он снова и снова задавал вопросы. И тем самым он учил меня ими задаваться.
Без ответов на базовые вопросы – нет новости. Он учил, что журналист не должен принимать ничью сторону. Симпатии не являются основанием бесспорному доверию источнику, всегда надо перепроверять. Журналист не должен быть активным участником события, не быть стороной. Журналист должен просто задавать вопросы, искать ответы и информировать.
Я знаю, что Андре помог мне и, думаю, многим другим журналистам в Кыргызстане, узнать и понять эти стандарты и впитать эти ценности. И я всегда буду благодарна ему за это.
Бегаим Усенова, директор ОФ «Институт Медиа Полиси», главный редактор ИА АКИpress в 2007-2009 годах.