Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подвёл итоги года. СМИ, комментируя выступление главы государства, анализируют конкретные факты, цифры, достижения. Причём в зависимости от политической ориентации оценки разнятся: оппозиционные делают ставку на негатив, провластные больше говорят о достижениях. Социальная сфера большей частью делают эмоциональные выводы. Всё идёт, как обычно.
Доклад президента информационно-насыщен, изобилует цифрами, фактами, названиями, поэтому требует времени для изучения и дальнейших выводов. И тут я приведу, уже в который раз, цитату из заявления, приписываемого Алену Далесу: «Человека легко запутать обилием цифр, фактов и имён, но если человек видит тенденции, то запутать его невозможно».
Имеет смысл попытаться проследить тенденции в деятельности главы государства, заявленные ещё в его предвыборной платформе. Внесение изменений в Конституцию преследовало цель – создать дееспособную систему власти в стране. Для этого следовало реформировать механизм госуправления, сделать ветви власти более компактными и мобильными. Президентско-парламентская форма правления считается в этом смысле предпочтительней. Сокращено количество слуг народа, а также бюджетное финансирование законодательной ветви. Выборы в ЖК не обошлись, как обычно, без скандалов, но к серьёзным политическим потрясениям не привели.
Далее – борьба с коррупцией, как часть стратегической линии обеспечения в обществе хоть относительной справедливости. Понятно, что за год нельзя решить эту проблему, но говорить о тенденции уже можно. Ряд арестов высокопоставленных лиц, ещё больше увольнений, подбор кадров по принципу профессионализма. Отрицать эти факты невозможно.
Попытки уменьшить количество малоимущих и бедных. Незадолго до Нового года подписаны указы о снижении тарифов на электроэнергию для малообеспеченных, о повышении денежного содержания на питание в социальных обьектах, о введении налоговых льгот.
Для социально дееспособных, в частности, для бизнес-сообщества в качестве предновогоднего подарка предложен новый налоговый кодекс, который вызвал бурную реакцию со стороны предпринимателей. Причём в налоговой службе утверждают, что новая редакция призвана помочь и поддержать бизнес. Споры продолжаются. У каждой стороны свои аргументы, но если говорить о тенденции, то государство ставит задачу создать прозрачную налогооблагаемую базу для пополнения бюджета. Ведь по разным данным от 40 до 60 % бизнеса работает в тени и не платит налогов.
Решая эти базовые для общества проблемы – эффективное управление, социальная справедливость и прозрачная экономика – можно планировать будущее развитие страны в условиях мирового кризиса. Международные отношения, борьба с ростом цен, рост инвестиций, проблемы внешнеэкономического сотрудничества, в том числе вопрос Кумтора, можно эффективно решать, если создан дееспособный государственный механизм. Такая тенденция, судя по отчёту Садыра Жапарова, имеет место, как следствие осмысленных действий по установленному плану.
Разумеется, не решённых проблем гораздо больше, чем даже не решённых, а решаемых вопросов. Но прошёл всего год. Говорить о решённых государственных проблемах в историческом плане явно преждевременно. Но факт положительных тенденций, пусть даже для кого-то и дискуссионный, для заинтересованных лиц налицо. И для кыргызстанцев, кто интересуется политикой, 2021 год заканчивается под эгидой зарождения новых тенденций. Или, во всяком случае, порождает надежды, что в 2021 году эти надежды приобретут надёжную опору.