Об авторе:
Кудайбергенов Зоотбек Чороевич - государственный советник юстиции (генерал -майор), длительное время занимаясь исследовательской работой по истории кыргызов, подготовил к публикации книгу, которая в скором времени увидит свет: «Кыргызы, прародители которых, – Манас, Атилла, Чингисхан? На какой Земле покоятся мощи апостола Матфея? Может ли Кыргызстан стать туристическим раем?».
В данной статье излагаются выдержки из этой книги:
Все страны СНГ после обретения независимости стали по-новому смотреть на свою историю, выделять громадные средства на восстановление правдивой своей истории, исторических памятников. Так, в РФ на встрече с руководством Православной религии Президент сказал, что из бюджета выделили на эти необходимые мероприятия более 6 млрд долларов США; они воссоздали Русское Географическое общество, которое возглавляет министр обороны Шойгу С. К., выделяются многомилионные гранты на исследования, направляются в различные командировки, в другие страны, для поисков артефактов и других источников о своих предках. А что у нас?
Начнём с того, что сегодняшнее руководство Института истории НАН Кыргызской Республики (А.Асанканов) в письме, адресованном Государственному секретарю КР от 16.02.2022 г. за № 01-1255/123, за подписью Президента НАН ( копию направили мне) отрицает существование Манаса как исторической личности и факт обнаружения экспедицией А. Н. Бернштама останков Манаса в кумбезе, ссылаясь на изданный в 1997 году в Бишкеке «Избранных трудов по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана» А. Н. Бернштама и утверждает, что последний, «не связывает раскопанные погребения с образом эпического героя Манаса», что Манаса не было, это якобы собирательный, эпический образ, и что он был, говорят люди, не являющимися специалистом. Чтобы опровергнуть это утверждение, приведём доказательства, что Манас «не собирательный, эпический образ», а историческая личность, и более того, что Бернштам А.Н. связывал найденный при раскопках скелет с Манасом.
Во-первых, дадим слово самому Бернштаму А. Н. «Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана». Т. II 1998 г. ( источник найдёте в моей книге ). А. Н. Бернштам пишет: «В 847 г. кыргызский каган Яглакар скончался, а новому кыргызскому кагану был дан лишь почетный титул Ин-у-Чен-Мин. Кратко очерченный круг событий нашел свое легендарное оформление в эпосе Манас. В самом деле, в описании «Великого похода» указаны действия кыргызов против китайцев и походы богатырей Манаса против города Бейджина. Соратником Манаса является некто Алмамбет, не киргиз по происхождению, но верный делу Манаса. Из второстепенных персонажей характерна личность Бурулчу, дочери Эсенхана, т.е. тоже не кыргызки. В походах Манаса фигурирует наряду с рекой Иртышем и реке Орхон (Монголия). Рассматривая события, запечатленные в эпосе, и сравнивая с известными историческими событиями, нельзя не прийти к выводу, что основа эпического сказа восходит в своих главных чертах к реальным историческим событиям. Описание пути похода в Бейджин и его сравнительно одинокое положение заставляют понимать под этим названием не китайский Бейжин, а именно город Бейтин, т.е. древне-тюркский город Бешбалык. Если это так, то понятно в упоминании реки Орхон, близ которой находился древний город Бешбалык. Но из китайских источников нам известно, что сподвижником Яглакар-хана был, так же как и у Манаса, не киргиз, очевидно и здесь совпадение реки Гюйлу Бага и Алмамбета. Наконец, напрашивается аналогия между китайской царевной Тайхо и эпической Бурулчу. Логически из сказанного вытекает, что исторический Яглакар должен быть отождествлен с легендарным Манасом. Это отождествление подсказывают не только выше разобранные сюжеты. Героический эпос Манас мог возникнуть только в эпоху наибольшего политического и экономического подъема народности.
Совершенно очевидно, что в истории киргизов только этот период мог явиться. Временем оформления отдельных сказаний и былин в первоначальную завязь грандиозного эпоса, каковым является Манас. Позднейшие сказители, потерявшие связь с реальными образами первоначальных сюжетов, изменили собственные имена, характеристику быта, обстановки, географической среды. Так появились имена эпоса Алмамбет, Бурулчу и другие взамен ранее упомянутых и в памяти сказителей утраченных. Также исчезло из памяти имя Яглакара, выступившего позднее под именем (самим киргизам понятным) Манас. Не только хан Яглакар, имя которого случайно сохранилось в одной киргизской надписи, происходящей из Монголии, мог явиться первообразом эпического героя, ибо только с ним связаны особенно блистательные страницы из героического прошлого киргизского народа. Восстанавливается восточно-тюркский каганат. IХ—Х века эпоха побед кыргызов Енисея и эпоха сложения героического эпоса Манас. А походы Манаса в Бейджин это определенно воспоминание похода Яглакар-хана в Бешбалык IХ века и т.д». Таким образом, Берштам А.Н. утверждает, что Манас историческая личность кыргызского народа, и он связывает его с Яглакар ханом, победивший уйгурский каганат. При этом А.Н.Бернштам в примечании №109 – пишет: « Наша точка зрения была поддержана К.Рахматуллиным (первый манасовед, переводчик ЦК КП (б) Киргизии) в его работе «Улуу патриот укмуштуу Манас», Фрунзе, 1942 год. Как видно из справки ГКНБ КР, К.Рахматуллин 7 мая 1938 года арестован органами НКВД только за перевод эпоса «Манаса», с формулировкой «За участие в антисоветской буржуазно-националистической организации, именуемой «Социал-Туранская Партия». На почве необоснованного обвинения, неприятия его властью и общественностью, он умер в 1946 году, в 43 года. Только в 1990 году реабилитирован юридически(АУД № 5691-су), однако он не был реабилитирован морально, и политически, никто не извинился перед его семьёй, его работы были преданы забвению. Мне не удалось найти его работы, вероятнее всего, где то пылятся в закрытых фондах. Следует нам кыргызам, его потомкам восстановить справедливость, признать вину перед ним, его семьёй и творческой интеллигенцией в целом, пострадавших за правдивую историю кыргызов и Манаса, за ошибку власти; найти работы К. Рахматулина, за счёт государства издать и рекомендовать школам, вузам республики изучать их, поставить в НАН КР памятник, назвать улицу в центре г. Бишкек в честь К.Рахматуллина, а также истинного патриота Кыргызстана, отдавшего жизнь за нас-Великого учёного, востоковеда А. Н. Бернштама, который произвёл самое большое исследование истории, археологических раскопок Киргизии, который необоснованно был обвинён в том, что поднял роль кыргызов и Манаса на высокий уровень, которого преследовали органы, не печатали его статьи и он умер в 46 лет. Мне удалось найти диссертационную работу М. К. Усупову ( Источник смотри в моей книге). В диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Бишкек – 2018 она пишет: «К. Рахматуллин в 1946 году ушел из жизни, а его книга была издана в 1942 году, не переиздавалась и осталась полузабытой. Основываясь на исследования первого ученого, исследователя Манаса Н.Бернштама, он представил гипотезу, что в эпосе историческую основу «Великого похода» могла составить победа кыргызов в 840 году над уйгурским каганатом – это было весьма весомое аналитическое открытие». О том, что Манас может являтся исторической личностью писали и другие ведущие учёные Кыргызстана: доктор исторических наук Ташманбет Кененсариев в статье «Манас и историческая правда от 23.08.2012 г. «Мура старых, санжыра»; Член-корреспондент НАН КР, доктор исторических наук, профессор Оскон Осмонов, доктор философских наук Кусеин Исаев в рецензиях к книге Т.Токтогазиева « Айкол Манас – тарых инсан» также поддержали идею, что Манас мог быть исторической личностью. Во-вторых, Малов С. Е.-российский и советский лингвист, востоковед-тюрколог, член-корреспондент АН СССР, критикуя Бернштама А.Н. пишет: « А походы Манаса в Бейджин – это определённо воспоминание похода Яглакар-хана в Бешбалык 1Х веке пишет А. Н. Бернштам» ( источник найдёте в моей книге). Выдержки из сочинений А.Н.Бернштама опубликованные в альманахе «Киргизстан», «На основе китайских источников и древнетюркского текста с реки Селенги, мы утверждали, что киргизский каган, своим талантливым руководством, обеспечивший победу киргизов, упоминался в надписи как Яглакар-хан. Он умер в 847 году». Далее Малов С. Е. пишет: « Вот нашлась и точная дата смерти Яглакара. И Бернштам А. Н. основываясь на этом, в своей публикации о Манасе пишет « Яглакар-хан умер в августе 847 года. Таким образом, в 1947 году ему исполняется 1100 лет». Свое убеждение, основанное на собственном переводе и толковании древне-кыргызской надписи из Суджи, что Яглакар хан - это кыргызский каган, победитель уйгуров в 840 г., и что этот Яглакар и стал прототипом эпического Манаса, А.Н. Бернштам тиражировал в ряде работ (источники в моей книге). В-третьих, с мнением А.Н. Бернштама согласился и поддержал ведущий советский учёный - С. В. Киселёв, старший научный сотрудник Института археологии АН СССР, профессор Московского университета, в 1948—1949 году возглавлявший археологические раскопки Каракорума, Хар балгаса и ряда других исторических объектов(все источники в моей книге). В четвёртых, о том, что Манас является исторической личностью и все события, связанные с ним, имели место, основываясь на китайских источниках, заявили профессоры Пекинского Национального университета Лан Йин, Ху-Чженхуа, заведующий сектором академии наук Китая А.Жуматурду( источник смотрите в моей книге) которые отмечают, что Манас историческая личность. Почему некоторые кыргызские учёные не признают этого они не понимают. Почему наши учёные, НАН КР не встретились с китайскими учёнными, с их Академии наук Китая, не изучили их документы? Много вопросов? В-пятых, как видно из протокола Бюро ЦК КП Кыргызстана от 07-08.09.1945 г., которые я нашёл в архивах, указывается, «на основании исторических данных, разработанных кыргызским филиалом Академии Наук СССР, провести в 1947 году празднование 1100-летнего юбилея эпоса «Манас». Это предложение А. Н. Берншатама, поддержанное Киргизским филиалом Академии наук СССР, ЦК КП КР и СНК КР. Более того, как видно из протокола, академия наук Кыргызстана сама разработала и внесла предложение в ЦК КП КР, которая на Бюро от 7-8 сентября 1945 г. провела заседание и приняла решение о юбилее. Вот копия протокола: Фото 1, 2, 3, 4.
Это исторический, правовой документ, главного органа власти Кыргызстана, в соответствии с Конституционным законом о порядке вступления в силу Конституции Кыргызской Республики 1993 года, все Законы, постановления Совета Народных Комиссаров Кыргызской ССР, не противоречащие принятой новой Конституции Кыргызской Республики, имеют силу по настоящее время. Все академики, доктора наук Кыргызского филиала Академии наук СССР, разработавшие и обосновавшие эти исторические события, свидетельствующие об исторической роли и личности Манаса, были согласны и поддержали решение ЦК КП Киргизии. Кто работал во времена СССР, знает, как проходили документы, как критически подходили к включению вопроса, обоснованию и принятию решения? Уважаемый читатель, откуда появилась дата празднования 1100–летия, эпоса Манас, конечно с даты жизни и смерти вождя и предводителя кыргызов – Яглакар хана -847 года. В решении, указывается, ещё раз подчеркну, «на основании исторических данных, разработанных Киргизским филиалом Академии наук СССР, относится к началу 9 века, к началу активной борьбы за свою независимость и предлагается провести в 1947 году празднование 1100-летнего юбилея эпоса «Манас», создаётся оргкомитет, председателем которой, избирается Председатель СНК КР Кулатов Т., образовывается секретариат, выделяются денежные средства из бюджета, несмотря на трудное время, создаются фильмы о Манасе, Семетее и другие произведения. Однако, в 1945 г. это не понравилось Ленинградским и Московским чиновникам. После их критики и осуждения, возбуждаются уголовные дела, сажают в тюрьмы и расстреливают многих кыргызских патриотов, вешая различные ярлыки. До сих пор, как мне сообщили в ГКНБ КР, в отношении известного востоковеда, академика А.Н.Самойловича, классика литературы С.Сейфулина, лингвиста Поливанова Е.Д., первого секретаря ЦК КП КССР Кенебаева К., Боголюбова, Исаева, поэтов Уметалиева Т., Ж.Бокомбаева, К.Маликова, Гуревича, Дж. Шукурова, З. Бектенова, фольклориста Мифтакова К., автора пьесы «Манас и Алмамбет» - Рахматулина К., Б.Юнусалиева, первого доктора юридических наук Нурбекова К.Н. , заложившего основы государственного права как науки Кыргызстана до сих пор, даже не могут найти уголовные дела, или их уничтожили без возбуждения дел, до сих пор не оправданы, не дана юридическая, политическая оценка, не говоря о моральной, даже не извинились перед их семьями, никто не понёс никакой ответственности. Возможно, поэтому, некоторые наши так называемые учёные сидят тихо, из страха объявляют Манаса эпическим героем. Более подробно, об этом, вы найдёте в моей книге.
В-пятых, имеется материальное свидетельство 1Х века -«Суджинская надпись» сделанная кыргызами на камне, освещающая историю кыргызов и уйгуров, на кыргызском языке: На уйгурской земле Яглакар-ханом (я был) назначен. Я был богат. У меня было десять загонов для скота, а лошадей— без счёта. Я—сын кыргызов. Я— благородный судья. Я— министр благородного тархана-первого министра. Слава обо мне распространилась на востоке и на западе.(Литературный перевод первых 5 строк Суджинской надписи по И. В. Кормушину (общее количество строк памятника — 11): Фото 5
В-шестых, много исторических сведений касающихся тюркских народов, в особенности кыргызов, были уничтожены российской империей, советской властью. Но, к счастью, в некоторых государствах сохранились исторические памятники, портреты вождей кыргызов, в том числе Манаса, свидетельствующие об их исторической роли в определённый исторический период. Так, путешествуя по Китаю в поисках свидетельства об исторической личности Манаса, его сподвижников исследователь истории Т.Токтогазиев, обнаружил нарисованные портреты Манаса. Это видно из картинок, которые демонстрировал Д. Сарыгулов и др.. (Более подробно вы найдете в моей книге).
В-седьмых, имеется сочинение «Маджму ат-таварих» («Собрание историй» или «Сборник наследий»), которое было обнаружено в 1959 году в библиотеке Восточного факультета Ленинградского университета. Автор его – Сайфат-дин ибн Дамулла Шах Аббас Ахсиканти, в период властвования потомка Чингисхана – Токтомыша, который «отстроил город предков Манаса – и передал Манасу». Как пишет автор этого произведения, который жил 14-15 веке, и был свидетелем всех описываемых событий, связанных с Манасом, и называет батыра этим именем. Более того, Золотую Орду Чингисхана, он называет -Кыргызским каганатом, и ей посвящается целый раздел. (Но, об этом, а также, что Чингисхан был кыргызом, какие для этого есть обоснования, мы сообщим в следующей публикации, а более подробно, можете найти в моей книге, там же и подтверждающие источники).
В-восьмых, имеются могильники сподвижников – Чоро Манаса, которые находятся на территории КНР и охраняются Правительством Китая. Профессор А.Оморов побывавший во многих странах, сделал фото могилы сподвижников Манаса - Чоро: Сыргака, Чубака, хана Музбурчака и других, которые признаются учёными- историками Китая, как действительные исторические сведения и личности. Китайское правительство выделяет многомиллионные средства на охрану этих памятников:
Фото 6 - погребения Чоро Манаса Чубака
Фото 7 - место погребения Чоро Манаса Сыргака, которое находится в 35 км от центра Ак-Чий.
Фото 8 - Кумбоз Чоро Манаса хана Музбурчака, находится в 45 км от центра Ак-Чий.
Музбурчак – по варианту Саякбая Каралаева, был ханом кыргызского рода в местности Бузулган Чамбылды. Когда Манас прибыл в город Талас, Музбурчак приехал и с согласия Манаса стал его одним из 40 Чоро. По варианту Сагымбай Орозбакова Музбурчак хан Чоро, один из батыров Манаса, который в Великом Походе погибает. В 40 км от столицы Синьцзяна Урумчи – город Санжи, еще 40 км в сторону города Карамай, расположен город Кутубий, еще 40 км – город Манас, затем еще 20 км – поселение Мажик. Эти города стоят рядом уже более 1500 лет. Также на территории Китая, в местности Меркеч находится могила Сыргака, в селении Сапарбай находится могила Музбурчака, а в городе Кутубий – могила Чубака. Как известно, все они прославленные Чоро Манаса. Более того, сторожевая башня Манаса также расположена также на территории Китая. Через город Манас, протекает река Манас протяженностью 360 км, и она впадает в озеро Манас. Самая высокая гора в Непале – 8153 метров – названа Манас Улуу. В Индии есть город Манасия и озеро Манас. В горном Алтае есть гора Манас и озеро Манас, которые описаны в сказаниях Саякбая Каралаева, и Сагымбая Орозбакова, а также Жусупом Мамаем с такой точностью и достоверностью, хотя никто из них никогда не были на Алтае. Как известно, эпоха Тан была образована в 618 году и просуществовала вплоть до 907 года. Стела на старом городище Манас, (которое также охраняется КНР) еще раз подтверждает о существовании исторической личности – батыра Манаса в этот период развития истории.(Более подробно в моей книге)
Из книги Токтогазиева Т.:
Фото 9
В-девятых, 21 июля 2010 году за № 21-П Президент Р. Отунбаева подписала Распоряжение о поддержке инициативной группы по совершению конного марша «Алтай – Ала-Тоо, по следам Манаса». Инициативная группа в составе 60 человек выехав на лошадях из Бишкека, посетила Алтайский край РФ, и побывала во всех местах, о которых говорится в эпосе «Манас» и все участники подтверждают, что описанные в эпосе места пребываения отца Манаса Жакыпа, рождения Манаса, его развитие и боевые успехи, удивительным образом, соответствуют тем местностям, которые детально рассказываются сказителями. Более того, в этих местах не бывал сказитель Жусуп Мамай, который также точно описал исторические места пребывания Жакыпа, Манаса и его Чоро. И этим свидетельствам следует верить, ведь среди участников конного марша были известные в республике личности: Исаев Кусейин – доктор социологических наук; Оскон Осмонов – член-корреспондент НАН КР, доктор исторических наук, профессор; Алымкулов Самсалы – доктор технических наук, профессор; Сыдыков Доолот – манасчы; Токталиев Нурланбек – сотрудник ГКНБ КР и другие известные люди.
В-десятых, как было отмечено выше в КНР официально имеются: город Кутубий, город Манас; поселение Мажик, город Санжи, и многие местности, названные в честь Манаса, его Чоро, которые детально описаны в эпосе Манас; в Непале – пик 8153 метров назван - Манас Улуу; В Индии есть город Манасия и озеро Манас, также и в Японии и других государствах. Как же они появились, если не было легендарного Манаса.
В-одинадцатых, в Священном Коране в суре «Саад» первые три аята посвящены Манасу и указывается имя Манас, в транскрипции на арабском языке, что он является посланником Божьим. Более того, в Священном Торо имеется указание о его появлении и завоевании Манасом городов иудеев и других государств. (Более подробно, вы можете узнать из моей книги).
В-двенадцатых, первая экспедиция под руководством Зима Б.М. в 1937 году провела археологические раскопки в Таласской долине - могилу Манаса и нашла лишь пустой гроб с вещицами женщины, как на этой картине видно, и назвали её по записям на стене на арабском, что эта могила Кенизек хатум. Однако когда материалы попали вместе с отчётом к Бернштаму А.Н., он знал для чего, тело Манаса было специально сокрыто таким способом? В одном китайском источнике, это отмечается, почему кыргызы(тюрки) в древности скрывали место захоронения великих людей – шаньюя(кагана, хана) от врагов.
Фото 10
О существовании института родовой мести писал китайский ученый Чжао Ицин. Он писал: «При сюннуском шаньюе Ияньти ухуани усилились и раскопали могилу сюннуского шаньюя, чтобы отомстить этим за позор, связанный с поражением, которое они потерпели от Маодуня»(Что Маодунь, Моде, он же Манас вы узнаете из моей книги). Чжао Ицин снабжает ее следующим примечанием: «Ухуаньские старейшины не наследовали свой пост из поколения в поколение, но то, что по прошествии 100 лет, они стремились непременно отомстить; за позор, связанный с поражением их государства, свидетельствует, что им было знакомо чувство мести. Если позор падал на семью, за нее мстили внуки и правнуки; если позор падал на владение, то за него мстило все население владения. Разве только один циский Сян-гун мстил за своего предка в девятом поколении?» (Источник в моей книге)
Фото 11
Учитывая эти обстоятельства, в 1938-1939 годах экспедиция, которую возглавлял А.Н. Бернштам, в этом же могильнике ниже найденного гроба с вещицами женщины, на глубине 2-4 метров обнаружила другое захоронение, в которой находился скелет мужчины. Как сообщила гид в музее кумбоза Манас, длиной более 2 метра 50 см. Бернштам А.Н. считал, что это было останки Манаса, который носил имя Яглакар хана, который победил уйгурский каганат. С его доводами согласились все учёные Кыргызского филиала Академии наук СССР в 1945 году, которые вынесли такое заключение. Учитывая эти обстоятельства, что хан Манас(Яглакар хан) умер в 847 году, ЦК КП и СНК Киргизской Республики решило провести юбилей.
А вот материальное свидетельство – скелет, (похороненный тем же способом и строительными материалами, которыми была захоронена женщина Кенизек хатум, хотя там нет никакого скелета, а имеются только женские вещицы) обнаруженный экспедицией А. Н. Бернштама, в кумбезе Манаса. Рост похороненного человека около трёх метров, если только скелет, как утверждает научный сотрудник эпоса «Манас», работающая в Манас Ордо – Чолпон Исаева(ниже на фото), ссылаясь на рассказы очевидцев, раскопок экспедиции А.Н.Бернштама, обнаруженный на глубине около 2-4 метров ниже от первого захоронения (где были обнаружены женские вещи), составляет примерно 2 м 50 см и более. В Таласском областном архиве, обнаружена единственная фотография с останками человека, которого А. Н. Бернштам считал Манасом. Многие документы спрятаны, в том числе и в НАН КР, где в архивах, я нашёл несколько документов. А другие материалы, наверное, приобщены к уголовным делам; даже материалы ЦК КП КР от 07-08 сентября 1945 года исчезли из архива, кто то до сих пор пытается скрыть сведения о Манасе, а ведь снимались фильмы о Манасе, Семетее, где они? Где заключение Киргизского филиала Академии наук СССР, на которое ссылается ЦК КП КР в своём решении, почему НАН КР, другие органы скрывают это? Более того, до сегодняшнего дня работникам музея, как мне сказали, не разрешают вслух говорить об этих обнаруженных скелетах, которую вы видите, почему, кому это выгодно?
Фото 12
Фото 13
Следует отметить, что официально этот снимок вы больше нигде не увидите, кроме как в Таласском в музейном комплексе «Манас Ордо»?
В-тринадцатых, о том, что на кумбезе «Манас» обнаружено останки Манаса и это есть могила Манаса подтверждается юридическими документами.
Как видно из фото, постановлением Совета Народных Комиссаров Киргизской Республики от 2 сентября 1938 года за № 1221, подписанный Председателем СНК КР Кулатовым Т. « Об организации Комитета по охране памятников старины и искусства Киргизии», образован Комитет по охране памятников старины и искусства Киргизии «Комстариус», которому поручено в 1939 году провести полную инвентаризацию всех имеющихся памятников старины и искусства. На 01.01.1940 год проведена инвентаризация на территории Кыргызстана, составлен полный список памятников старины Кыргызстана и в списке под номером 20 указано – «Могила Манаса» в Таласском районе (не кумбоз Манаса). А это юридический документ, подписан главой, созданного постановлением Совета Народных Комиссаров Киргизской ССР, Комитета по охране памятников старины и искусства(Комстариус) – Ильязовым. Данный документ в силе и по настоящее время, никем не отменён и как было указано выше, по правопреемственности он имеет в настоящее время юридическую силу, согласно Закону КР «О нормативно-правовых актах».
Фото 14
Фото 15
Фото 16
В-четырнадцатых, в Таласском районе имеется ставка Манаса – развалины Ак-Добо, на котором производил раскопки и работал только А.Н.Бернштам. Протяжённость города до 3-5 км, как писали китайские путешественники, называя её «Да-ла-сы», который сегодня даже не охраняется, нет даже таблички, не говоря о раскопках и других археологических мероприятиях. (Но об этом, более подробнее, вы найдёте в моей книге)
Фото 17
Фото 18
Думается у читателя не останется сомнений по поводу могилы Манаса. Что касается второго вопроса, о собирательности образа героического батыра кыргызов, что Манас якобы не является реальной исторической личностью, опровергается вышеуказанными обстоятельствами, приведены убедительные доводы и доказательства, что Манас историческая личность.
Почему не задумываются, от чего Манас приходит только к кыргызам, почему 4-5 летние (Умот), которые не умеют писать и читать, говорят полный эпос, почему не упокоится душа нашего прародителя Манаса? Почему наш Президент КР Жапаров С.Н. «не стесняясь некоторых кыргызских учёных, считающих не имеющих учённую степень – не специалистами», прямо ссылается на нашего прародителя Манаса, призывая его дух к поддержке и помощи кыргызам. Да, если Аллах описал его в Священном Коране как посланника Божьего, они могут и в этой жизни и в другой, с позволения Аллаха, оказать необходимую помощь, а кто отрицает, как говорят кыргызы «арбагы урат». С другой стороны, какой интерес КНР охранять исторические памятники на территории Китая, связанные с Манасом и его Чоро. Почему учёные КНР- профессоры Пекинского Национального университета Лан Йин, Ху-Чженхуа, заведующий сектором академии наук Китая А.Жуматурду утверждают, что Манас был исторической легендарной личностью. Видимо, пришло время разобраться, как сделали в РФ и в других государствах. Решение этих вопросов, как там, должна взять на себя Администрация Президента КР, в свои руки, создать комиссию с привлечением «заинтересованных учёных» НАН КР, вузов, Кабинета Министров КР, силовых и финансов структур КР, а также тех, кто искренно старается ради нашего государства, не получая материальной выгоды (как например: Токтогазиев Т., Б. Аматов, Д.Сарыгулов, Чороев К.) и другой заинтересованной общественности, всех тех, кому не безразлична судьба Кыргызстана, и устранить белые пятна нашей Великой истории, хотя в других странах это уже давно сделано или активно делается. Сейчас как известно Администрацией Президента КР разрабатывается концепция развития исторической науки и это комиссия оказала бы большую помощь. Следующий рассказ мы поведём о Чингисхане, который был кыргызом и вы получите тому, документальное подтверждение?